Как выбрать задний переключатель для велосипеда
Transmission: какие лучше переключатели скоростей на горном велосипеде в различных сферах эксплуатации
Современная компоновка трансмиссии, будь то шоссейного или горного велосипеда, берет свое начало в середине в 20 века. В 1950-х итальянец Туллио Компаньоло изобрел весьма удобное средство переброса цепи по звездам задней кассеты – задний дерейлер. Со временем появился и передний.
Выясняем, какие переключатели скоростей на горном велосипеде лучше из линейки Shimano
Основное практическое отличие аналогичных компонентов Шимано и СРАМ – ход тросика, обеспечиваемый манеткой. Переключение на скорость выше/ниже означает перемещение троса на 2,5 мм у SRAM и 5 мм у Shimano.
Линейка дерейлеров Шимано представлена 8-ю группами.
- Tourney. Узлы этой линейки относятся к компонентам начального уровня. Яркое преимущество – очень низкая цена. Сферу применения оборудования раскрывает рейтинг велосипедов : это прогулочные байки для движения исключительно по асфальту стоимостью до 20 тыс. р. Существенный минус – переключатели постоянно подлежат регулировке и при незначительном загрязнении вовсе перестают функционировать.
- Altus. Линейка начального любительского уровня. Можно эксплуатировать по легкой пересеченной местности, не требуют столь частой подналадки, как Турней.
- Acera. Компоненты средней любительской группы. Подходят для условий использования легкий грунт/асфальт в пропорции 50/50. Частота подстроек заметно меньше, нежели у Альтуса.
- Alivio. Линейка, являющаяся промежуточной между любительским и профессиональным уровнями. Надежны, неприхотливы, весьма длительное время «держат» заданные пользователем регулировки. Особой популярностью компоненты пользуются у велотуристов. Весьма посредственно работает в загрязненном состоянии.
Определяемся, какие переключатели скоростей на горном велосипеде из линейки SRAM лучше в эксплуатации
Спектр оборудования СРАМ разбит на 7 групп.
- X3/X4. Изделия любительского уровня, идентичные соответственно Shimano Altus/Acera.
- X5. В линейке SRAM данная группа позиционируется как Alivio у Шимано: оборудование для продвинутых любителей и заядлых велотуристов. Отличительная особенность – превосходное соотношение цены и качества. Пользоваться инструкцией, как настроить задний переключатель , владельцам Х5 придется всего несколько раз в сезон – изделия долго сохраняет запрограммированные настройки, но умеренно работает в загрязненном состоянии.
Анализируя, какие переключатели скоростей на горном велосипеде лучше, стоит принять к сведению, что топовой линейкой в ассортименте компонентов SRAM является XX. Это оборудование признано лучшим в мире. Комплектующие СРАМ ХХ установлены на байках звезд велоспорта мирового класса.
Что в итоге?
Каждой сфере применения – соответствующая группа коммуникаторов. Именно так грамотно определяется лучший велопереключатель для горного велосипеда.
- Для неспешных прогулок по парковой зоне беспроблемными окажутся Shimano Altus/SRAM X3.
- Эксплуатация в щадящем любительском режиме 50% – плотные грунты/ 50% – асфальт будет умеренно неприхотливой в случае установки дерейлеров Шимано Acera/СРАМ Х4.
- Shimano Alivio/SRAM X5 прописаны велотуристам и продвинутым велолюбителям для тренировок по средним грунтам. Такой переключатель скоростей на велосипеде практически не нуждается в ремонтах или подналадках.
- Шимано Деор/СРАМ Х7 рекомендованы любителям потренироваться на сложной «пересеченке». Нередко находят свое применение в велотуризме.
- Профессиональным спортсменам, участвующим в сложных заездах по бездорожью рекомендуются селекторы из линеек Shimano SLX/XT/XTR-SRAM X7/X0.
- SRAM XX – лучшее оборудование в мире. Применяется на байках, готовящихся к ответственным соревнованиям мирового уровня.
Как правильно выбрать задний переключатель скоростей
Переключатель скоростей велика – важная деталь для разных моделей велосипедов: будь это городские или горные модификации. От состояния устройства зависит не только удовольствие, которое вы получите от велопрогулки, но и безопасность езды. Поэтому перед началом сезона велосипедных поездок нужно проверить исправность этого узла. Для этого нужно иметь представление о том, что такое — устройство заднего переключателя скоростей. Об этом и пойдет речь в статье.
Назначение заднего переключателя скоростей
Задний переключатель скоростей или дерайлер – устройство перекидывания передач, дающее возможность для перемещения цепи, пропущенной через ролики и рамку по звездочкам трещотки или задней кассеты. Цепь велика перекидывается при передвижении переклюка по осевой части трещотки или кассеты. Кроме того, есть возможность передвижения устройства в вертикальной плоскости, чтобы поддержать постоянный интервал между роликом и задними звездочками.
Чаще всего, в заднем переключателе скоростей велосипеда применяется привод тросового типа (он может быть электрическим или с гидравликой). Переключение устройства с маленьких звездочек к большим осуществляется натяжением троса, а в обратном направлении – при помощи натяжения цепи.
Выполнять переключение скоростей нужно в процессе вращения педалей велика, с минимальной нагрузкой. В этом случае задний дерайлер прослужит дольше, а переход от одной скорости к другой будет четче.
Особенности выбора заднего переключателя скоростей
Для правильного выбора заднего переключателя скоростей на велосипеде нужно знать его конструкцию и некоторые особенности устройства. Ниже мы кратко расскажем о важным моментах при выборе.
Материалы изготовления заднего переключателя скоростей
От того, из какого именно металла выполнен задний дерайлер велосипеда, зависят такие факторы, как стоимость велобайка, его прочность и масса. Самый бюджетный вариант – это переключатель, выполненный из стального сплава, для бюджетных велосипедов. Минус такого устройства – подверженность деформациям, да и прочностные характеристики не лучшие. Гораздо лучшими вариантами являются.
Рамка изготавливается из карбона, а пружина титановая. Конечно, такие устройства используются в дорогостоящих велобайках высокого уровня.
Задние переклюки скоростей на основе сплава алюминия – своеобразный компромисс между приведенными вариантами. При этом отдельные комплектующие устройства (например, пружина) выполнены из стали.
Предназначены для натяжения и направления цепи велосипеда. Различают 2 разновидности роликов.
Как правило, изготавливают их из пластика. Поскольку они значительно стираются, то требуют периодической замены. С износом роликов велобайка ухудшается качество переключений передач. Натяжные и направляющие ролики не являются взаимозаменяемыми деталями устройства. Кроме того, ролики от разных компаний-производителей велосипедов также не совмещаются.
Виды конструкций задних переключателей скоростей
Задние переклюки скоростей велика периодически изнашиваются. Когда встает вопрос о том, чтобы заменить дерайлер, нужно не ошибиться с выбором. Все переключатели классифицируют по таким признакам.
Длина рамки
Этот параметр носит наименование емкости переключателя скоростей. От значения показателя зависит вариативность передаточных отношений велосипеда, с которым устройство работает. Вычисляется этот параметр как сумма между разностями в количестве зубцов малой и большой звездочек системы и кассеты.
Направление пружины
Наиболее распространенный вариант – Top normal (переключение тросиком выполняется от малой звездочки к большой). Большинство производящих фирм придерживается именно этого принципа. Помимо этого, бывает направление Low normal, или обратное, со сбрасыванием цепи на маленькие звездочки. Переклюк на большие звездочки можно при помощи пружины. Это устройство имеется только в линейке велосипедов от Shimano. Существенных преимуществ в обратном переключении нет, поэтому большой популярностью такая продукция не пользуется.
Передаточное отношение
Это частное от деления двух перемещений: троса и переключателя. Оно может быть:
Поэтому передачи велосипедов от этих компаний не взаимозаменяемы. При этом, четкость переключения скоростей примерно одинаковая.
Крепление на раме
Есть 2 способа закрепления задних дерайлеров.
- Под крюк – крепление на втулку велосипеда. Это достаточно надежное крепление, но при случайной поломке заднего переключателя выходит из строя и втулка, что влечет за собой дополнительные расходы;
- Под болт. Задний переклюк закрепляется либо к отверстию на раме велобайка, либо через переходник, называемый «петухом». Преимущество такого устройства в том, что при падении не повреждается ни переклюк, ни ось, а только переходник. Естественно, ремонт обойдется гораздо дешевле, чем в предыдущем варианте.
Способы защиты
Использование технологии Shadow. Эта технология была запатентована фирмой Shimano. Особенности размещения дерайлеров таковы, что при падении велосипеда и они, и переходники страдают намного меньше;
- Защитные рамки. Это стальное устройство, которое закрепляется на раме велосипеда и прикрывает переключатель. Заодно больше шансов остаться невредимым при падении и у переходника.
Особенность эксплуатации заднего переключателя скоростей
Чтобы дерайлер велосипеда работал стабильно и исправно, важно не просто правильно настроить его, но и соблюдать определенные правила хранения. Это объясняется следующим. Повышение скорости происходит за счет натяжения пружины в переключателе, а снижение – за счет ослабления. Со временем, она становится не такой упругой, как первоначально. Это происходит отчасти потому, что, оставляя велобайк на длительное хранение зимой, забываете о том, что осталась включена высокая передача. Чтобы избежать ослабления пружины, надо перед тем как определить велосипед на хранение, выставить такую скорость, при которой натяжение ее будет минимальным. В этом случае, и пружина, и сам переключатель прослужат гораздо дольше.
Еще одна распространенная проблема – загрязнение роликов велосипеда. По мере необходимости нужно их чистить и особенно следить за износом. Признак того, что ролики надо менять – заострение зубцов. У новых роликов велосипеда кончики зубцов плоские. Нелишне очищать и сам механизм, поскольку он постоянно имеет контакт с грязью. Периодически, примерно дважды в год, надо менять тросики переключателей. Работа эта непростая, требующая определенного навыка, поэтому лучше воспользоваться услугами мастера. Выполнение этих правил способствует тому, что ваша «лошадка» прослужит долго и стабильно.
Задний переключатель скоростей является сложной деталью, которая стоит особого внимания как в выборе, так и в обслуживании. Если все сделать верно, то от катания на велосипеде Вы получите максимальное удовольствие.
Какие переключатели скоростей лучше использовать на велосипеде?
9 минут Автор: Михаил Санников 208
У большинства современных райдеров установлены два переключателя скоростей на велосипед. Конечно, их может и не быть, а у некоторых прогулочных моделей он только один, да и выглядит нестандартно, так как находится внутри планетарной втулки. Тем не менее, с переключателями так или иначе знакомы все.
Скоростные велосипеды
Откуда пошли переключатели? Идея сформировать удобную для управления трансмиссию реализовалась в начале двадцатого века, но система была не особо удобной – с каждой стороны заднего колеса было по звёздочке, и чтобы «перекинуть» скорость, необходимо было буквально перенести цепь с одной звёздочки на другую.
Такой механизм остался бы стандартом (на практике к тому же неиспользуемым, так как ему на смену пришли планетарные модели), если бы не спортивные дисциплины. В 1950-х годах итальянец Туллио Компаньоло изобрел и впервые опробовал на практике современный задний переключатель.
Конструкция и работа
Принцип переключения передачи, по сути, очень прост. Оба устройства – это рамки, которые, управляясь через приводной тросик манеткой (ручкой переключения), смещают своё положение относительно звёзд на системе или задней втулке, передвигая с собой велосипедную цепь.
На первых взгляд, тривиальная задача осложнена многими факторами:
- большой нагрузкой на трансмиссию – современные передние и задние переключатели предъявляют высокие требования к материалам;
- точностью позиционирования – небольшие ошибки в позиции рамки (и, соответственно, цепи) могут приводить к быстрому повреждению цепи и звёзд путём некорректного переключения;
- тонкостью механизма – в современном устройстве более двух десятков элементов, каждый из которых должен быть практически идеально позиционирован и работать под нагрузкой.
Современные модели – это тонкие механизмы, которые требуют серьёзной разработки и не менее серьёзного обслуживания.
Рассмотрим данные устройства подробнее. Не следует забывать, что и задний, и передний переключатель имеют свои ограничения по типам крепления и размерам допустимых звёзд в трансмиссии. Задние рамки, кроме того, ограничиваются по общей длине.
Передний переключатель
Передний переключатель скоростей для велосипеда – более простой из двух, но и, как ни удивительно, чуть более редкий. Есть целый класс моделей (старые спортивные и туристические, прогулочные и круизеры), в которых не используется данный элемент. Обычно это делается с целью упрощения конструкции или удешевления велосипеда.
Обычно устройство состоит из нескольких элементов:
- рамка переключателя – основной элемент, который работает при переключении, сквозь него проходит цепь;
- параллелограммный механизм – набор сочленений, позволяющий рамке двигаться в пространстве, не отклоняясь от вертикальной оси трансмиссии;
- крепление к раме.
Креплений бывает несколько:
- Хомут на раму – самый простой и распространённый. Есть некоторый риск ошибиться в диаметре хомута, но эта ошибка легко исправляется заменой или дополнительными проставками. Есть несколько креплений на хомуты, с одним, двумя и тремя точками крепления. Кроме того, такие крепления могут различаться по точке завода тросика в механизм.
- E-Type – предложенная Shimano и ставшая де-факто стандартом система крепления к кареточному узлу системы. Применяется на двухподвесах и иных велосипедах со сложной конфигурацией труб рамы.
- Болтовое крепление к раме – достаточно редкое, но очень надёжное крепление, когда на раме уже предусмотрено посадочное место.
Задний переключатель
Задний механизм несколько сложнее переднего. Его ход больше, а точка крепления опаснее.
Состоит он из следующих элементов:
- рамка переключателя;
- параллелограммный механизм – в отличие от переднего, здесь пружина намного крупнее и заметнее, чтобы обеспечивать больший ход;
- крепление к раме (включая петух);
- верхний и нижний ролики – они отвечают за направление цепи в рамку и за корректную её протяжку обратно в трансмиссию.
Задний переключатель находится в намного более подверженном повреждению месте, и точка его крепления через петух стала де-факто стандартом. Петух – это небольшой элемент, держатель переключателя, устанавливающийся в паз на пере (крайней трубе рамы), и который можно легко заменить. Его основная функция – защита переключателя. В случае получения удара в область заднего крепления петух становится там слабым местом, которое сломается, уберегая от приёма всей нагрузки раму и переключатель.
Обслуживание и настройка
Переключатели – одни из самых тонких в настройке элементов велосипеда. Минимальные допуски и фатальный эффект некорректной настройки на цепь и звёзды – всё это резко повышает важность корректной настройки.
Так как ход сейчас уже стандартизирован, у велосипедистов чуть меньше забот при настройке. Раньше необходимо было работать ещё и с натяжением тросика. Сейчас главное – это выставить корректное положение крайних точек переключателя.
Делается это с помощью болтов H (High, высокое положение) и L (Low, низкое положение). Цепь перекидывается сначала на самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади, и при постоянном наблюдении, с помощью винта H, велосипедный переключатель скоростей выставляется таким образом, чтобы плоскости звезды, цепи и рамки переключателя стали параллельными. Затем аналогичная настройка производится для других крайних звёзд с помощью болта L.
Существует много препятствий, которые могут помешать простой настройке переключателей, и которые потребуют более серьёзного вмешательства, которое сделать своими руками уже проблематично:
- повреждение любой рамки;
- несоответствие набора звёзд ёмкости переключателя;
- повреждение рамы или петуха;
- несоответствие тросового привода.
Лучше избегать данных проблем до начала настройки.
Ёмкость переключателя
Ёмкость переключателя – это значение, вычисляемое как сумма диапазонов наборов звёзд, т.е. формула для вычисления = (Зубьев на большой звезде спереди – Зубьев на малой звезде спереди) + (Зубьев на большой звезде сзади – Зубьев на малой звезде сзади). После нехитрых вычислений появляется значение в диапазоне от 10 до 50, которое уже можно использовать при поиске нужной модели.
Физически, разница эта – в длине рамки, находящейся между двумя роликами заднего переключателя, и возможность её отклонения становится определяющей в дельте размеров звёздочек. Снизу этот показатель жестко ограничен допуском в 10 единиц.
Приводы Shimano и SRAM
В мире переключателей есть два де-факто монополиста. Как минимум, в области стандартов. Бывают, конечно, уникальные вещи от Specialized и других VIP-марок, но большинство байков оснащается аксессуарами по стандартам этих двух производителей.
Shimano продвигает свои типы креплений. В первую очередь, это практически признанный за всеобщий стандарт E-Type с креплением на кареточный узел. SRAM, в свою очередь, предлагает несколько видов креплений на раму.
Основное же отличие и главная причина несовместимости при замене устройств от Shimano и SRAM – это «передаточное число» тросика от манетки, установленной на руле. В случае SRAM сдвиг на одну позицию означает движение тросика на 2.5 мм, а в моделях от Shimano этот сдвиг составляет 5 мм движения троса. Таким образом, эти виды устройств не могут быть взаимозаменяемыми.
К слову, до сих пор нет единого мнения о том, какой стандарт эффективнее. Одни отмечают, что ход Shimano более чёткий, а другие – что SRAM надёжнее и легче в эксплуатации. Какие мнения более «правдивы», решает только практика.
Выбор и покупка
Хотя, как и всегда, основным фактором являются деньги, при выборе переключателя не следует забывать о нескольких технических характеристиках:
Сколько стоит хороший переключатель? На деле – от 1.5 тысяч рублей. Большинству райдеров совершенно не нужны профессиональные решения с титановыми элементами и защитой, с огромной шоссейной ёмкостью или нестандартным Shadow (конструкция на 30% меньше шириной), которая удорожает модель раза в два-три. Но если цена не важна, выбор меняется разительно. Стоит выбирать только лучшее, подбирать и современные композиты, точно подгадывать ёмкость, чтобы ни единого миллиметра провисания допущено не было.
Заключение
Переключатели скорости для велосипеда – пожалуй, самый сложный, хрупкий и тонкий в настройке элемент велосипеда. Тем не менее, современные технологии позволяют выпускать недорогие и доступные устройства, которые служат не один год. Главное, не потеряться в мириадах стандартов, размеров, ёмкостей и дополнительных модулей, которыми щедро наполняют рынки десятки производителей.
Есть разные виды переключателей, но принцип работы их описать достаточно просто. В этой статье мы коснулись текущего стандарта, а о планетарных и иных механизмах логичнее будет написать отдельно.
По данным комплектующим есть ряд стандартов, и они более жёсткие, чем типоразмеры других элементов велосипеда, что упрощает замену и обслуживание. Идеального же изделия так и нет. Выбор всегда остаётся за велосипедистом, и делать его нужно из индивидуальных предпочтений, модели велосипеда, финансовых и физических возможностей.
Принцип работы заднего переключателя скоростей
Задний переключатель скоростей — это параллелограммный механизм с мощной пружиной, который перемещает вдоль оси кассеты рамку («лапку») с закрепленными роликами. Переключатель скоростей устанавливается на «петух» при помощи полого болта и может качаться вверх-вниз для поддержания постоянного расстояния от направляющего ролика до звезд кассеты. Переключение передач в одну сторону осуществляется посредством натяжения тросового, гидравлического или электрического приводов. В обратную сторону переключатель перемещается под натяжением пропущенной через него цепи.
Переключение скоростей возможно только при кручении педалей вперед. Переключая скорости старайтесь уменьшить нагрузку на педали, хотя переключение возможно и при большой нагрузке это нежелательно, так как может привести к ускоренному износу или поломке деталей переключателя.
От материала из которого изготовлен задний переключатель скоростей велосипеда зависит его прочность, долговечность и стоимость. По материалам изготовления переключатели можно разделить на следующие категории:
- Сталь применяют при изготовлении задних переключателей самого низкого уровня. Такие переключатели обычно самые дешевые, но и самые недолговечные.
- Алюминиевые сплавы применяются в задних переключателях среднего уровня. Некоторые детали у таких переключателей могут изготовляться из стали (регулировочные болты, возвратная пружина, одна из щечек рамки).
- Самые прочные и дорогие переключатели имеют титановую пружину и рамку из углепластика.
У задних переключателей скоростей велосипеда есть два пластиковых ролика: направляющий (верхний) и натяжительный (нижний). На некоторых моделях задних переключателей эти ролики не взаимозаменяемы между собой. Также есть разница между роликами разных производителей и разных моделей переключателей одного производителя. Ролики устанавливаются на подшипниках скольжения или качения и являются расходными материалами. Они изнашиваются быстрее самого переключателя, разбалтываются подшипники и стачиваются зубья. В этом случае их следует заменить на новые, иначе четкость переключения передач пропадет.
Различия задних переключателей скоростей велосипеда
При возникновении необходимости поменять задний переключатель скоростей возникает вопрос об их совместимости, так как существуют модели переключателей которые имеют до шести и более разновидностей, различных по конструкции.
В первую очередь отметим, что задние переключатели на 7-9 звезд взаимозаменяемы, следовательно можно использовать переключатель с 9-ти звездной кассеты на 7-ми звездной. А вот горные переключатели на 10 скоростей, как правило, не совместимы с кассетами на 9 звезд и менее.
Длина рамки заднего переключателя скоростей
Существуют три стандартных длины рамки, определяющие такой показатель как «емкость переключателя» — диапазон передаточных отношений, с которым может работать задний переключатель скоростей. Большая длина рамки позволяет выбрать переключателю больший провис цепи — большую «емкость».
Если выразить по другому, то «емкость переключателя скоростей» — это суммарная разница между самыми большими и самыми маленькими звездами кассеты и системы, которая может быть отработана переключателем без провисания или заедания цепи. Например если на велосипеде стоят кассета 11-32Т и система 22-32-44Т, то минимально допустимая емкость заднего переключателя скоростей вычисляется так: (32-11)+(44-22)=43Т.
Если установить переключатель скоростей у которого рамка короче чем требуется, тогда цепь будет слабо натянута на передней маленькой и задней маленькой звездах (если длина цепи подобрана правильно).
Если установить задний переключатель скоростей со слишком длинной рамкой, это не повлияет на работу переключателя, однако увеличится вес и появится риск задеть рамкой переключателя какое-либо препятствие. Некоторые велосипедисты специально подбирают более короткую рамку, чтобы исключить задевание препятствия, но есть ли в этом смысл пока не ясно.
Точные значения емкости задних переключателей скоростей Вы найдете в каталогах производителей, но мы укажем примерное правило выбора длины рамки:
- короткая рамка: MTB с одинарной системой (экстремальные велосипеды), шоссейные велосипеды с двойной системой;
- средняя рамка: MTB с двойной системой (2х9, 2х8), шоссейные велосипеды с тройной системой (или с двойной системой и горной кассетой);
- длинная рамка: MTB с тройной системой (а также 2х10 с кассетами типа 11-36) и остальные варианты.
Направление действия пружины
Самая распространенная конструкция задних переключателей скоростей (top normal), та в которой на большие звезды цепь затягивается тросиком (усилием велосипедиста), а в обратном направлении цепь стягивается пружиной. Так устроены все шоссейные переключатели, переключатели фирмы SRAM и большая часть горных переключателей фирмы Shimano.
В 2003 году компания Shimano выпустила задний переключатель с «перевернутой» конструкцией (Rapid Rise или low normal). При такой конструкции велосипедист посредством тросика сбрасывает цепь на малые звезды, а на большие она затягивается пружиной. Единственный плюс такого переключателя в том, что на обычных манетках меньшие цифры соответствуют меньшим звездочкам и понижение/повышение передач на обеих манетках происходит одинаково. Это может быть удобно для освоения новичками. Основной минус в том, что у такой конструкции меньшая грязеустойчивость.
Передаточное отношение привода переключателя скоростей
Передаточное отношение привода переключателя — отношение перемещения переключателя к соответствующему перемещению троса. Shimano использует в своих манетках и задних переключателях скоростей схему 2:1, SRAM — 1:1, именно поэтому задние переключатели этих фирм не взаимозаменяемы (хотя компания SRAM выпускает некоторые манетки совместимые с переключателями скоростей Shimano). Хотя инженеры SRAM и утверждают, что их система 1:1 обеспечивает более четкую работу в сложных условиях и при загрязнении тросиков, практического подтверждения этого замечено не было. А по мнению велосипедистов переключатели SRAM работают более жестко чем Shimano.
В настоящее время ситуация еще более осложнена появлением десятискоростных трансмиссий от Shimano и SRAM. Ни та, ни другая не совместимы с 9-скоростными аналогами той же фирмы, но при этом 9-скоростная трансмиссия SRAM совместима с 10-скоростной горной Shimano Dyna-Sys. Однако шоссейные 10-скоростные манетки и переключатели от Shimano все еще рассчитаны под классический ход троса (2:1), поэтому в природе существуют «гибридные» манетки под прямой руль на 10 скоростей, совместимые с классическими переключателями (R-серия).
Подвод тросика к заднему переключателю скоростей
Этот показатель определяется способом присоединения рубашки тросика к переключателю. Существуют два способа:
- традиционная подводка тросика — тросик соединяется с переключателем сзади, при этом описывает петлю вокруг дропаута (кронштейн на раме для крепления колес).
- прямая подводка тросика — тросик подсоединен к переключателю сверху. При этом тросик проложен по кратчайшему пути.
Прямая подводка тросика значительно лучше традиционной, при ней нет изгиба тросика, а следовательно пропадает шанс зацепиться ей за какое-либо препятствие, а так же экономится вес.
Изначально задние переключатели с прямой подводкой выпускала только компания SRAM, а у Shimano были переключатели с традиционной подводкой. Для того, чтобы подвести к традиционному переключателю тросик напрямую можно использовать специальное устройство «avid rollamajig», которое доводило тросик под нужный угол. В новых моделях переключателей Shimano используют прямой способ подводки.
Технология Shadow
Эта технология была разработана и запатентована компанией Shimano. Она позволяет уменьшить выступ механизма вбок при езде на маленьких звездочках. По заявлению компании это позволяет уменьшить возможность повреждения заднего переключателя скоростей или петуха при падении на бок. Так же у таких переключателей используется более прямой подвод тросика.
Крепление на ось втулки
Существуют задние переключатели скоростей которые крепятся к оси втулки, в отличии от обычных переключателей которые устанавливаются на петух. Такой способ крепления используется в экстремальных дисциплинах, с учетом усиленной конструкции оборудования они более устойчивы к ударам, которые на обычном велосипеде вызвали бы поломку петуха. Минусом таких переключателей можно назвать большой вес, а также то, что при поломке такого переключателя часто придется менять и втулку.
ВЕЛОСИПЕД | НАВИГАЦИЯ | ЗИМА | СТАТЬИ | ОТЧЕТЫ | ДР САЙТА | КАЛЕНДАРЬ beta
ФОРУМ (Архив) | СООБЩЕСТВО | ДАЙДЖЕСТ | exГАВ | НАХОДКА
РЕМОНТ ВЕЛОСИПЕДОВ | УСЛУГИ | ССЫЛКИ | RealПОИСК | КОНТАКТЫ
А зачем вообще разные рамки у заднего переключателя?
Для начала, напомню, какие они бывают. SS — short cage или короткая лапка. Два ролика находятся буквально вплотную друг к другу. GS — medium cage или средняя лапка. Расстояние между роликами побольше. SGS — long cage или длинная лапка. Ролики разнесены на максимальное расстояние.
Если мы посмотрим на велосипеды в магазине, то увидим, что на MTB стоят задние переключатели в основном SGS, а на шоссейниках — SS. Обусловлено это установкой условно-стандартных трансмиссий для MTB и для шоссе. Да и думать меньше над совместимостью: дерайлер с длинной лапкой наверняка будет работать везде (не вполне верное мнение, надо сказать). Даже сейчас, когда одна из стандартных конфигураций 10-скоростной трасмиссии MTB подразумевает установку заднего дерайлера со средней лапкой, все равно производитель ставит длинную лапку.
Так зачем же нужно разнообразие лапок переключателя? Вкратце: для идеальной работы вашей трансмиссии.
Неведомая настройка b-tension и длина цепи
Все, кто когда-либо ставил или настраивал задний переключатель наверняка пытались понять и увидеть, как работает винт «b-tension». Однако, зачастую, его регулировка не дает никаких результатов. Крутишь его от края до края и. ничего! А все потому, что неправильно подобрана длина цепи. Цепь попросту слишком длинная. Методика подбора длины цепи здесь рассматриваться не будет, но я подразумеваю, что длина цепи установлена правильно.
В реальности, винт b-tension оказывает очень существенное влияние на качество работы трансмиссии. По спецификации производителя, между верхним роликом и зубцами максимальной звезды кассеты должно быть 5-6мм. Если это расстояние больше, то начинает ухудшаться качество переключения, и тем оно хуже, чем дальше ролик от звезды.
Предположим, у нас кассета с формулой звезд 11-34 и переключатель SGS. И все у нас замечательно, пока не возникает идея поставить кассету с другой формулой. Например 11-25, ибо стиль катания сместился в скоростную асфальтовую область. И тут нас поджидают грабли в виде непонятных тормозов на заднем переключателе. И выкручивание винта b-tension тоже не помогает: ролик дерайлера безнадежно далеко от звезд кассеты..
Емкость трансмиссии
Все злоключения упираются в очень простую формулу: Rmax-Rmin+Fmax-Fmin, где R — звезда кассеты, а F — звезда системы. Таким образом мы имеем емкость трансмиссии, которая, в сочетании с Rmax и дает ответ на вопрос, какой длины лапка переключателя вам требуется.
Калькулятор для расчета емкости трансмиссии
Если спереди звезда всего одна — ставьте одинаковое значение для обоих звезд.