Как зарядить аккумулятор мотоцикла 12 вольт
Способы зарядки аккумулятора на мотоцикле
Чтобы понять, как зарядить аккумулятор мотоцикла, нужно изучить особенности зарядного устройства и аккумуляторного компонента. Процедура восстановления заряда не вызывает сложностей.
Как часто нужно заряжать аккумулятор мотоцикла
Мотоциклетный аккумулятор нужно заряжать при полном разряде. Свинцовые батареи требуют такой процедуры каждые 2 месяца. Источники питания, используемые более 2 лет, заряжаются раз в месяц. Гелевые аккумуляторы отличаются наименьшим саморазрядом. Достаточно обслуживать их раз в 3 месяца.
После хранения разрядившийся за зиму источник питания следует заряжать незамедлительно. Не ждите до тех пор, пока ваш мотоцикл не перестанет заводиться. Критический разряд негативно сказывается на рабочих характеристиках АКБ. Для контроля состояния источника питания используют вольтметр.
Тестирование выполняют так:
- Показатель выставляют на отметку 20. Красный щуп подключают к плюсовому токовыводу, черный — к минусовому.
- Оценивают появляющееся на экране тестера показание. Нормальным является значение 12,3. При получении цифры 11,2 нужно срочно начать зарядку. О критической потере энергии свидетельствует показатель менее 11. Подзарядка в таком случае может не помочь.
Типы зарядных устройств
Зарядные устройства для мотоаккумуляторов делятся на 2 типа:
- Автоматические. При использовании таких приборов контроля со стороны пользователя не требуется. Управляющий блок регулирует силу тока и напряжение в течение всего цикла. Это удобно в зимнее время, когда аккумулятор заряжается в домашних условиях.
- Неавтоматические. Применяя такие устройства, пользователь вынужден полностью отслеживать процесс. Для этого требуется мультиметр. При отсутствии тестера ход зарядки контролируют визуально. Батарею освобождают от заглушек и оценивают плотность электролита. Основные характеристики бюджетных неавтоматических ЗУ не отличаются от таковых у дорогих моделей.
Пользоваться автомобильным ЗУ нужно осторожно. Аккумуляторы машин и мотоциклов отличаются емкостью. Первые имеют более высокий показатель, поэтому зарядное устройство подает ток большей силы. При частом применении таких приборов элемент питания мотоцикла может выйти из строя. Исключение составляют ЗУ с регуляторами характеристик тока.
Правила и способы зарядки аккумулятора мотоцикла на 12 Вольт
При зарядке АКБ 12 В нужно соблюдать правила, продлевающие срок службы элемента.
Общая схема зарядки
Общий алгоритм зарядки включает такие действия:
- Извлечение батареи из посадочного гнезда. С обслуживаемого аккумулятора свинчивают пробки. После этого подготавливают ареометр, измеряющий плотность электролита.
- Оценка уровня заряда. Показание ареометра в 12,3 г/см³ свидетельствует о полной зарядке. При 50%-ном восстановлении мощности плотность составляет 1,2 г/см³. При полном разряде показатель будет равен 1,12 г/см³.
- Подключение ЗУ. Плюсовой контакт подсоединяют к положительной клемме АКБ. Устанавливают нужный ток зарядки. При отсутствии маркировки подаваемая мощность должна составлять 10% емкости элемента питания. Заряжать батарею нужно, пока плотность наполнителя не повысится до 1,26 г/см³.
Ускоренная зарядка
Метод заключается в подаче тока высокой силы. Восстановить заряд получится за несколько часов. Процедура напоминает стандартную зарядку, однако параметры тока имеют максимальные значения. До начала процесса убедитесь, что батарея подходит для быстрого набора заряда.
Производители не рекомендуют часто подавать мощный ток. Электроды повреждаются, из-за чего после установки в мотоцикл аккумулятор начинает работать некорректно. Многократное превышение рекомендованных параметров тока приводит к взрыву.
Зарядка кислотной батареи
Сила тока при восстановлении заряда такого источника питания должна составлять 1/10 емкости. Нужный параметр устанавливают с помощью регулятора. Зарядку продолжают до тех пор, пока напряжение не достигнет показателя, равного числу банок аккумулятора, умноженному на 2. При восстановлении заряда на поверхности электролита начинают появляться пузырьки. Уменьшив силу тока в 2 раза, продолжают зарядку.
Током постоянной силы
Требуемую мощность тока рассчитывают путем деления емкости элемента питания на 10. При 6 А/ч достаточно 0,6 А. Такой ток получают использованием импульсного прибора.
Применяя этот метод, владелец мотоцикла должен регулярно оценивать свойства электролита. Каждый час регулируют силу тока. При повышении напряжения до 14,4 В параметр понижают на 50%.
Стабилизация напряжения и плотности свидетельствует о полном восстановлении мощности.
Зарядка при стабильном напряжении
Степень восстановления заряда 12-вольтового мотоаккумулятора определяется напряжением зарядного устройства. Для полного восстановления работоспособности батареи требуется 24 часа. Выходное напряжение при этом должно составлять 16,4 В. Аккумулятор заряжается автоматически, производить замеры не нужно. О 100%-ной зарядке говорит выравнивание напряжения на выводах элемента питания и ЗУ.
С использованием стабилизатора тока
Деталь сглаживает перепады напряжения, способные повредить батарею. Неисправности могут возникнуть при подключении полностью разряженного элемента к ЗУ, выдающему 10 А. Напряжение возрастает до 12 В, при этом пластины деформируются, замыкая банки. Стабилизаторы предотвращают такие поломки. На зарядном приборе выставляют силу тока, равную 5% мощности АКБ. При 100%-ном заряде показатель снизится до 0.
Импульсным током
Зарядный прибор, работающий по этому принципу, выдает переменный ток. Параметры возрастают или снижаются через некоторые интервалы. Ток бывает пульсирующим или несимметричным. Во втором случае полярность принимает новое значение в каждом цикле. Зарядка при пульсирующем методе осуществляется путем изменения характеристик тока.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора
Клеммы закрытого аккумулятора подключают к выводам ЗУ с учетом полярности. Выбирают минимальную мощность тока. Устройство подключается к электросети.
Чтобы нормально зарядить АКБ, выбирают силу тока в 1/10 мощности источника питания. Значение определяют с помощью амперметра. При изменении параметра его возвращают к исходному показателю. Батарею заряжают до увеличения напряжения до 13,8 В.
Как зарядить гелевый аккумулятор для скутера
- Нельзя полностью разряжать источник питания. Начинать процедуру нужно при сохранной работоспособности АКБ. В противном случае емкость элемента питания может снизиться. Гелевые аккумуляторы нормально функционируют при 20%-ном заряде.
- Всегда отслеживайте уровень заряда. Для этого используется мультиметр.
Гелевый аккумулятор — зарядка и обслуживание
Подзарядка аккумулятора такого типа производится с применением специального прибора. Автомобильное ЗУ для этой цели не подойдет. Во время процедуры отслеживают подаваемое на батарею напряжение.
Этот параметр не должен составлять более 14,4 В. При нарушении данного правила гелевый наполнитель превращается в газ и выходит наружу. Добавление электролита невозможно. Зарядка может выполняться в любом помещении.
Зарядное устройство
Для восстановления заряда гелевого аккумулятора используется ЗУ с регулятором напряжения. Перед началом процедуры значение выставляют на отметке 10% емкости элемента питания. Последнюю можно найти на корпусе изделия.
Сколько заряжать гелевый аккумулятор для скутера
Достичь 100%-ного восстановления мощности можно через 12 часов.
Какие факторы сокращают, а какие продлевают срок жизни аккумулятора
Снизить срок службы АКБ могут такие факторы:
- Частые полные разряды и заряды. Первым признаком выхода элемента из строя является светлый налет.
- Перегрев. Если температура корпуса достигает 50°С, повышается вероятность поломки.
- Эксплуатация в морозную погоду.
- Длительное хранение в разряженном виде. При снижении напряжения до 10 В АКБ можно утилизировать.
Продлению срока службы способствует снижение выходного напряжения до 0,3 А. Длительность зарядки увеличивается до 24 часов, однако потеря емкости уменьшается.
Способы зарядки аккумулятора на мотоцикле
Батареи, устанавливаемые в мотоциклетную технику, мало чем отличаются от автомобильных. Однако, как зарядить аккумулятор для мотоцикла правильно, знает не каждый пользователь. Важно учитывать требуемые параметры силы тока и напряжения. В противном случае элемент питания перезарядится и выйдет из строя.
Зарядное устройство для мотоцикла.
Как часто нужно заряжать аккумулятор мотоцикла
Зарядка является обязательной, если аккумуляторный компонент начинает выдавать пусковой ток недостаточной силы. Некоторые типы батарей, например свинцово-кислотные, нужно подзаряжать каждые 2 месяца. Медленнее утрачивают заряд гелевые АКБ.
Заряжают их каждые 3-4 месяца. Длительно хранившийся аккумулятор подвергают зарядке перед установкой. Глубокий разряд приводит к уменьшению емкости или поломке изделия, поэтому нельзя откладывать обслуживание до тех пор, пока ваш мотоцикл перестанет запускаться.
Чтобы понять, что батарея требует зарядки, ее тестируют мультиметром. Процедуру проводят так:
- Выбирают режим измерения до 20 В.
- Красный контакт тестера соединяют с положительным выводом АКБ, черный – с отрицательным. На экране появится число, которое должно находиться в диапазоне 12,3-12,5. О критическом разряде свидетельствует значение менее 11. Разрядившийся за зиму элемент снова заряжают. Если напряжение не превышает 10 В, батарея может не подлежать восстановлению.
Типы зарядных устройств
Для восстановления заряда мотоциклетных аккумуляторов используют такие виды устройств:
- Простые. Требуемые характеристики подаваемого приборами электричества задает пользователь. Необходимо постоянное отслеживание состояния изделия с использованием универсального тестера. Если мультиметр отсутствует, удаляют пробки и замеряют плотность кислотного раствора. Другие характеристики простого ЗУ мало чем отличаются от свойств более дорогих моделей.
- Автоматические. В этом случае устройство самостоятельно
Автоматическое зарядное устройство для мотоцикла.
контролирует процесс, выбирая подходящие параметры. Автоматические приборы хорошо подходят для восстановления мощности мотоаккумуляторов в домашних условиях.
Правила и способы зарядки аккумулятора мотоцикла на 12 вольт
Правильный выбор основных параметров подаваемого электричества и времени процедуры помогает избежать поломки аккумулятора.
Общая схема зарядки
Применение любого способа зарядки подразумевает выполнение таких действий:
- Демонтаж АКБ. Устройство вынимают из моторного отсека. С верхней части корпуса удаляют заглушки. Замеряют плотность кислотного раствора, используя ареометр.
- Определение уровня заряда. Плотность электролита полностью заряженной батареи составляет 1,23 г/см³. Если заряд снижается на 50%, ареометр выдаст значение 1,2. При критическом разряде появляется меньшее число.
- Подсоединение зарядного устройства. Обязательно соблюдение полярности.
- Выбор нужной силы тока. Если в инструкции не указаны рекомендованные показания, устанавливают 10% номинальной емкости АКБ.
- Зарядка. Процесс продолжают, пока плотность электролита не увеличится до 1,25.
Схема заряда аккумулятора мотоцикла.
Ускоренная зарядка
Процесс ускоряется при подаче мощного тока. Порядок выполнения действий не отличается от такового при стандартной зарядке, однако длительность процедуры уменьшается до 6 часов.
Перед подключением ЗУ убеждаются, что ускоренное восстановление заряда не противопоказано.
Не рекомендуется применять метод слишком часто. Электроды начинают осыпаться, из-за чего снижается емкость или возникает замыкание. Иногда неправильный выбор параметров приводит к разрыву корпуса.
Зарядка кислотной батареи
Для восстановления мощности батареи подают ток силой 0,1 *С, где С – номинальная мощность АКБ. Для выбора значения используют расположенный на корпусе ЗУ рычаг.
Когда вольтаж достигнет показателей, равных числу банок аккумулятора, умноженному на 2, начинается активное газообразование. Это свидетельствует о необходимости снижения мощности подаваемого электричества на 50%.
Кислотная батарея мотоцикла.
Током постоянной силы
Чтобы вычислить силу тока, нужно разделить емкость батареи на 10. Например, для аккумулятора емкостью 60 А/ч этот параметр будет составлять 6 А. Постоянное электричество получают с помощью автоматического зарядного устройства.
Прибор постоянно поддерживает нужную мощность тока и отслеживает напряжение. При полном заряде сила тока, выдаваемая ЗУ, резко снижается.
Зарядка при стабильном напряжении
От подаваемого зарядным устройством напряжения зависит длительность зарядки 12-вольтовой батареи. При подаче 16,4 В этот процесс займет 24 часа. Заряд восстанавливается автоматически. Контролировать состояние электролита не нужно. Когда напряжение на клеммах зарядного прибора и АКБ выравнивается, процедуру прекращают.
С использованием стабилизатора тока
Введение этого устройства в электрическую цепь препятствует кипению электролита или разрушению пластин. Если напряжение резко возрастает, электроды замыкаются. Батарея перестает набирать заряд. Стабилизатор выравнивает напряжение, не допуская перезаряда. Мощность тока при использовании этого метода равна 0,05 *С.
Импульсным током
Импульсные ЗУ подают электричество, имеющее переменные силу и напряжение. Показатели изменяют через некоторые промежутки времени. При подаче симметричного тока полярность меняется в каждом цикле. При подаче пульсирующего тока напряжение и сила увеличиваются через разные интервалы.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора
Процесс мало чем отличается от зарядки обслуживаемой АКБ. Однако мощность тока не должна превышать 10% емкости батареи. При подключении ЗУ к клеммам элемента питания соблюдают полярность. При проведении процедуры не допускают повышения параметров. Если такое происходит, показатель регулируют. Уровень заряда оценивают по напряжению на клеммах.
Как зарядить гелевый аккумулятор для скутера
Гелевый аккумулятор нельзя доводить до глубокого разряда. Подзарядку начинают при снижении мощности до 20%. Уровень заряда определяют, замеряя напряжение на клеммах.
Гелевый аккумулятор для скутера.
Гелевый аккумулятор – зарядка и обслуживание
Заряжают такую батарею только прибором, предназначенным для восстановления мощности мотоциклетных АКБ. Процесс сопровождают регулярным измерением напряжения, выдаваемого ЗУ. Этот показатель не должен превышать 14,4 В. В противном случае при многочасовой зарядке гель перейдет в газообразное состояние. Вернуть электролиту прежнюю консистенцию не получится.
Зарядное устройство
Рекомендуется использовать зарядное устройство, позволяющее регулировать напряжение. Кроме того, должен иметься регулятор мощности.
Сколько заряжать гелевый аккумулятор для скутера
Средняя длительность стандартной процедуры – сутки.
Какие факторы сокращают, а какие продлевают срок жизни аккумулятора
Преждевременному выходу батареи из строя способствуют такие причины:
- Доведение источника питания до критического разряда. Этот фактор приводит к ускорению сульфатации пластин, из-за которой АКБ перестает держать заряд.
- Перегрев. Нельзя допускать нагревания корпуса до температуры более 50 °С.
- Использование при экстремально низких температурах.
- Хранение в полностью разряженном состоянии. Если напряжение упадет до 9 В, восстановить батарею не получится.
Срок службы аккумулятора продлевается при медленной зарядке, нормальном состоянии основных узлов мотоцикла и регулярном обслуживании.
Как зарядить аккумулятор мотоцикла 12 вольт
Как заряжать аккумулятор мотоцикла на 12 вольт
15.06.16 | Рубрика: Обслуживание аккумулятора. Просмотры: 10 145
В нашей статье мы расскажем, какие зарядные устройства нужно использовать для зарядки мотоаккумуляторов, как правильно это делать, и какие факторы сократят или продлят жизнь вашей батарее.
Ни для кого не секрет, что аккумуляторы для мотоциклов требуется регулярно подзаряжать. Более того, эту процедуру необходимо проводить время от времени даже тогда, когда батарея снята с байка и спокойно лежит дома. В среднем, это стоит делать один раз в месяц-полтора, в зависимости от уровня саморазряда аккумулятора. В нашей статье мы расскажем, какие зарядные устройства нужно использовать для зарядки мотоаккумуляторов, как правильно это делать, и какие факторы сократят или продлят жизнь вашей батарее.
Зарядные устройства для аккумулятора на 12 вольт
Главный вопрос, который задает практически каждый начинающий мотолюбитель, – можно ли заряжать аккумулятор автомобильным ЗУ? Ответ на этот вопрос достаточно неоднозначен. С одной стороны, автомобильные зарядные устройства с регулятором силы тока позволяют это делать. С другой – начинающему мотоциклисту за подобную подзарядку лучше не браться, поскольку процедура требует внимания и опыта.
В конце концов, современный рынок предлагает широкое обилие самых разных (в том числе и по стоимости) зарядных устройств для двенадцативольтных батарей. Самые дорогие – автоматические. При работе с таким зарядным его достаточно просто подключить к аккумулятору. И можно про него забыть. Причем, буквально. Некоторые мотолюбители подключают автоматическое ЗУ на всю зиму – оно само контролирует уровень заряда. Впрочем, позволить себе такое устройство может не каждый.
Более дешевый вариант – неавтоматическое зарядное устройство, работу которого нужно будет постоянно контролировать. В идеале, делать это стоит мультиметром. А при его отсутствии придется выкручивать все 6 пробок с аккумулятора и следить за электролитом. Достаточный уровень заряда будет достигнут в тот момент, когда у обоих полюсов начнут образовываться пузырьки газа. Но визуальный контроль возможен только у обслуживаемых батарей (подробнее о разных типах аккумуляторов можно почитать на этой странице). О правильной зарядке необслуживаемых АКБ читайте ниже.
Как правильно заряжать 12-вольтный необслуживаемый аккумулятор
Остановимся немного подробнее на зарядке 12-вольтного герметичного (необслуживаемого) аккумулятора неавтоматическим зарядным устройством. После его подключения к клеммам (с соблюдением полярности, разумеется) на ЗУ выставляется минимальная сила тока. После этого зарядное можно включать в розетку. Для нормального заряда батареи нам потребуется сила тока в одну десятую от емкости батареи. То есть, при емкости 30А/ч выставляем силу тока в 3 ампера. В дальнейшем за амперметром придется регулярно следить, поскольку сила тока будет изменяться естественным путем, и ее нужно будет возвращать к необходимому значению.
В таком виде зарядка должна происходить до тех пор, пока напряжение не достигнет отметки в 13,8 вольт (для замера используется вольтметр). После этого рубежа снижаем силу тока на ЗУ где-то на треть (например, с 3 ампер до 2-х). И снова догоняем до 13,8 вольт. Затем эту же процедуру повторяем с силой тока уменьшенной еще вдвое (в нашем случае, с 2-х до 1-го ампера). После этого зарядное устройство можно отключать. Как правило, полный цикл зарядки 12-вольтного аккумулятора для мотоцикла занимает около 10-12 часов.
Какие факторы сокращают, а какие продлевают срок жизни аккумулятора?
Существует множество способов заметно уменьшить емкость аккумулятора и сократить срок его эксплуатации. Например, регулярные перезаряды и разряд ниже критической отметки. Явным признаком ненормального использования батареи является образование на ней белого налета. Это сульфат свинца, который, помимо вышеописанных случаев, может также появляться при:
- нагреве аккумулятора выше 40 градусов;
- нагрузках на батарею при низких температурах;
- хранении аккумулятора в разряженном состоянии;
- падении напряжения ниже 10,5 вольт (в этом случае, впрочем, белый налет не должен вас волновать, поскольку батарею все равно придется выбросить).
Как вы понимаете, задача каждого мотовладельца – не допустить образования сульфата свинца. Для этого достаточно внимательно следить за состоянием электрической системы мотоцикла. Если предполагается длительный простой байка (например, зимой), — аккумулятор лучше снять и хранить дома при комнатной температуре, не допуская излишней разрядки.
Если белый налет таки начал появляться – рекомендуется продолжительная зарядка батареи с силой тока ниже нормы в 2-3 раза. Продолжительность такой зарядки вырастает до суток и более.
Источник: avtovesti
КАК ЗАРЯЖАТЬ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ МОТОЦИКЛА
- подзарядить и проверить вольтметром, находится ли напряжение в пределах 12.8-13вольт,
- определить остаточную емкость батареи с помощью нагрузочной вилки или зарядного устройства,
- определить остаточную емкость батареи с помощью фиксированной нагрузки. Зная ток потребления нагрузки сможем узнать время которое он сможет тянуть эту нагрузку.
Пример: емкость 12 А/ч. Это значит что в течении часа он должен выдать ток 12А. В течении 2 часов 6А, в течении 4 часов 3А. И так далее
Лучше всего заряжать аккумулятор током в 10% от номинальной емкости в течение 10 часов, т.е. аккумулятор емкостью 12А/ч лучше всего заряжать током 1.2А.
Но вообще есть смысл посмотреть рекомендуемый ток зарядки на крышке/коробке аккумулятора, плюс, некоторые аккумуляторы могут заряжаться в ускоренном режиме в течение часа током в половину емкости.
Если ваш аккумулятор обслуживаемый, не забудьте вытащить пробки банок и убедится что электролит находится на допустимом уровне, иначе долейте ДИСТИЛЛИРОВАННУЮ воду по уровню.
Как часто нужно заряжать аккумулятор мотоцикла?
Зарядка аккумулятора производится по мере его разряда. Для обычных кислотно-свинцовых батарей периодичность подзарядки составляет полтора-два месяца, а иногда и меньше (если аккумулятор старый и изношенный). Гелевые аккумуляторы для мотоциклов можно подзаряжать реже. Достаточно это делать один-два раза за сезон.
Важно понимать, что батарея имеет определенный уровень саморазряда, даже будучи отключенной. Особенно это актуально для холодного времени года, когда большинство мотоциклистов загоняет свои байки в гараж и приносит аккумуляторы домой.
Не стоит оттягивать подзарядку до тех пор, пока ваш мотоцикл перестанет заводиться по утрам. Так вполне можно доиграться до чрезмерного разряда, что может привести к непоправимым для аккумулятора последствиям. Чтобы избежать такой неприятной ситуации, достаточно время от времени проверять состояние батареи вольтметром.
Для этого нужно выставить показания прибора на 20 вольт и приложить красный щуп к плюсу аккумулятора, а черный к минусу. Если прибор показывает:
- 12,3 вольт – все нормально, можно пока не беспокоиться;
- отметка в интервале от 11 до 12,2 вольт говорит о том, что самое время зарядить батарею;
- данные меньше 11 вольт являются весьма тревожными. Это означает, что аккумулятор срочно нужно заряжать, но и это уже может его не спасти.
Типы зарядных устройств для аккумулятора мотоцикла
Зарядные устройства для мото аккумуляторов разделяются на более дорогие автоматические и обычные, требующие дополнительного контроля. Первые практически не требуют никакого вмешательства с вашей стороны. Вы просто подключаете его, а блок электронного управления самостоятельно выставит необходимую силу тока и будет ее контролировать до самого конца подзарядки. Особенно удобна эта функция во время зимовки аккумулятора в квартире.
Дешевые зарядные устройства также способны вполне эффективно зарядить вашу батарею. Но процесс зарядки нужно будет постоянно контролировать, для чего вам понадобится мультиметр. Если такого прибора у вас не водится, можно использовать визуальное наблюдение. Для этого придется выкрутить все шесть пробок с аккумулятора и следить за электролитом. С подробностями этой процедуры вы ознакомитесь чуть ниже.
Для зарядки гелевого аккумулятора вам понадобится специальное ЗУ. Ассортимент таких приборов в интернете сейчас стремительно растет, поэтому подобрать соответствующее устройство не составит труда. Скажем только, что зарядные устройства для гелевых аккумуляторов тоже разделяются на автоматические и неавтоматические. И их стоимость зависит от набора функций.
Особое внимание стоит уделить попыткам зарядить аккумулятор мотоцикла автомобильным зарядным устройством. Дело в том, что емкость автомобильных АКБ значительно выше, чем мотоциклетных. Поэтому зарядные устройства для них выдают куда большую силу тока, чем нам нужно. Бездумное использование автомобильных зарядных устройств приведет к преждевременному выходу из строя вашей батареи. Автомобильное ЗУ может заряжать аккумулятор мотоцикла только при наличии на нем регулятора силы тока. Только убедившись, что вы можете получить силу тока в 10% от емкости вашей батареи, можно заряжать аккумулятор мотоцикла зарядным для автомобилей. Если вы новичок, лучше не рискуйте.
Советы по правильной зарядке аккумулятора мотоцикла
Первый совет для новичков. Если вы убедились, что ваш аккумулятор требует подзарядки, зарисуйте схему подключения, прежде чем снять его с мотоцикла. Эта схема пригодится, когда вы будете ставить его на место.
До начала зарядки убедитесь, что аккумулятор нагрелся до комнатной температуры. Также стоит проверить, нет ли поблизости источников открытого огня или искрения. После этого можно, соблюдая полярность, подключить зарядное устройство.
Свинцовые аккумуляторы должны заряжаться при силе тока, равной 10% от его емкости. Поэтому, используя регулятор силы тока, установите необходимое значение. В таком виде зарядка должна производиться до момента, пока напряжение не достигнет показателя, равного числу банок аккумулятора, умноженному на 2,4 (для стандартной батареи, соответственно, 14,4). При визуальном наблюдении за электролитом (о котором мы писали выше) этот момент настанет, когда на поверхности кислоты начнут образовываться пузырьки газа. После этого необходимо вдвое снизить силу тока и производить зарядку еще 2 часа.
Гелевый аккумулятор заряжается схожим образом. Здесь также нужно использовать силу тока, не превышающую 10% от емкости батареи. Главная особенность этого процесса — поступающее на него напряжение не должно превышать пороговое. Для большинства гелевых аккумуляторов этот показатель располагается в диапазоне 14,2-14,4 В. Ну и второй этап зарядки с понижением силы тока здесь не требуется. Просто продолжайте процесс до полной зарядки. Обычно это занимает около 10 часов.
И еще один полезный совет. Если вы допустили чрезмерный разряд аккумулятора (не важно, свинцового или гелевого), реанимировать его нужно силой тока вдвое меньшей, чем обычно. То есть, приблизительно в 5% от его емкости. Время такой зарядки тоже заметно вырастет. Если это не помогает, ничего уже не поможет.
Аккумулятор для мотоцикла. Как выбирать, чем заряжать
Как правило, об аккумуляторах для мотоциклов, квадроциклов, скутеров и мопедов вспоминают в начале сезона, когда приходит время оживлять железных коней после зимней спячки. Со старой батареей первый запуск не всегда проходит гладко. И даже если байк с севшей АКБ удалось завести (с толкача или с помощью «прикурки»), есть повод задуматься: не подведёт ли такой аккумулятор в дальнейшем? Остановиться с мёртвой батареей в плотном городском трафике или вдали от цивилизации — не самое приятное приключение.
С массовым переходом мотоциклов со старого, но не всегда доброго кик-стартера (способного не только завести двигатель, но и ощутимо пнуть по ноге) на удобный электростартер хороший аккумулятор стал для них необходимостью. Механический «старичок» ещё встречается в эндуро-классе и на неоклассиках в виде резервной опции, но пользуются им редко: заводить мотоцикл сподручнее с кнопки, а не с «кика». Конечно, если не подведёт батарея.
Отличия мотоаккумуляторов
Следы маркетинга в мотоциклетных расходниках (например, в особом моторном масле для мото) ищут многие. Мол, товар тот же самый, что и для автомобилей, только с наценкой за мнимую специфичность. Но аккумулятор от машины в мотоцикл не установить никак, несмотря на одинаковое напряжение 12 вольт в бортовой сети. Даже самая компактная автомобильная батарея больше мотоциклетной в 2–3 раза, и её можно разве что привязать к багажнику. Отличаются и токовыводы, ведь клеммы на мотоциклах совсем другие.
Конструктивные отличия есть и внутри. Мото аккумулятор выполнен более цельно и крепко, с расчётом на сильную вибрацию и возможные падения байка. Увеличен и пусковой ток, ведь при столь малых габаритах нагрузка на батарею весьма велика. Это не только запуск двигателя, но и постоянно горящая фара (у большинства — неотключаемая), и дополнительные фонари-стробоскопы, и подогрев ручек, а иногда и аудиосистема. У свежих мотоциклов к потребителям электричества добавляется ещё и охранная система.
Из-за жёстких требований к батарее мотоцикла особую популярность снискали аккумуляторы, выполненные по технологии AGM (Absorbent Glass Mat — абсорбирующий мат из стекловолокна). На автомобилях они встречаются не так часто, а на мототехнике — почти повсеместно.
Аккумуляторы AGM
Батареи AGM, которые ошибочно называют гелевыми — настоящая находка для мототехники. Их достоинства, зачастую излишние для автомобилей, на двухколёсной технике очень актуальны. Например, способность работать под любым углом: обычной городской машине она не нужна, а мотоциклу, который постоянно закладывают в повороты, необходима.
Аккумулятор со связанным электролитом (у AGM-батарей им пропитано стекловолокно) не подведёт и при падении мотоцикла. В нём ничего не замкнёт и не выльется наружу — жидкости внутри нет. Даже при серьёзной аварии и механическом повреждении аккумулятора он продолжит работать — настоящая эндуро-живучесть!
Преимущества технологии AGM в компактном корпусе мотоаккумулятора особенно заметны. Благодаря плотной компоновке пластин даже такой малыш выдаёт вполне приличный стартовый ток. Да и к глубоким разрядам батареи AGM устойчивы, а они на мотоцикле случаются не так уж редко. Но стоимость производства таких аккумуляторов выше, чем обычных жидкостных, поэтому и цена маленьких мотоаккумуляторов сравнима с ценой больших автомобильных. И здесь маркетинг точно ни при чём.
Сухозаряженные аккумуляторы
Аккумуляторы для мотоциклов, мопедов и скутеров — та редкая товарная ниша, где батареи ещё продаются в сухом виде. Раньше сухозаряженный аккумулятор без проблем можно было найти и для автомобиля, но сейчас почти все производители заливают в свои батареи электролит на заводе. Мотоаккумуляторы — последние из могикан.
Сухозаряженный аккумулятор — это способ получить абсолютно новую батарею, в состоянии «только с завода». Как известно, возраст для аккумуляторов — критический фактор. Электрохимические процессы внутри идут постоянно, даже если батарея стоит в коробке на полке магазина. За несколько лет активное вещество пластин осыпается, ёмкость падает, и батарея больше не держит заряд. В стандартном случае, когда батарею заливают на заводе, обратный отсчёт её жизни начинается с момента производства.
Но в сухозаряженной батарее никаких химических процессов не происходит, ведь электролита внутри нет. Его вы заливаете самостоятельно после покупки, существенно выигрывая в ресурсе. Фактически, на дату выпуска сухозаряженного аккумулятора можно и не смотреть. Это отличный вариант, когда свежих залитых аккумуляторов нет в наличии, или при покупке батареи впрок — например, осенью, в конце мотосезона.
Неудобство при выборе сухозаряженной батареи только одно: придётся самостоятельно залить электролит в банки, либо обратиться для этого в сервис. Также после заливки аккумулятор нужно зарядить стационарным зарядным устройством. После этого батарея ничем не будет отличаться от обычной. И важное уточнение: электролит заливается в аккумулятор только один раз. Сливать его на зиму для «лучшей сохранности» категорически нельзя.
Как и чем заряжать аккумулятор мотоцикла
А вот со стационарной зарядкой мотоциклетного аккумулятора 12 вольт всё просто. Никакая особая «мотозарядка» не нужна — зарядить аккумулятор мотоцикла можно и автомобильным ЗУ с электронным контроллером. Для лучшей эффективности убедитесь, что устройство поддерживает тип вашего аккумулятора, имея соответствующий режим зарядки. Если на батарее написано AGM, то и заряжать её нужно в режиме AGM, а не WET (для обычных жидкостных аккумуляторов) или GEL (для гелевых).
«Прикуривание» мотоцикла также не требует особых познаний и техник: всё стандартно, как и с автомобилем. Разве что подцепить «крокодилы» к аккумулятору непросто: мало того, что он запрятан глубоко в недрах байка, так ещё и клеммы маленькие и утопленные вглубь. Лучше иметь пусковые провода с компактными зажимами.
Ёмкость и размер батареи
Многие задумываются об установке аккумулятора большей ёмкости, особенно когда штатной батареи откровенно не хватает. Ёмкость мотоциклетных аккумуляторов обычно составляет от 4 до 12, А·ч, хотя встречаются и настоящие монстры.
С точки зрения электрики препятствий для установки более ёмкой батареи нет: генератор справится, реле-регулятор не пострадает, а стартеру вообще всё равно. Но под капотом машин есть поле для творчества, а вот в мотоциклах свободное место — главный ограничивающий фактор. Аккумуляторы столь плотно упакованы, что для такого тюнинга пространства уже не остаётся.
С другой стороны, даже в рамках одного размера аккумуляторы бывают разной ёмкости, в зависимости от продвинутости батареи. Так что лучший вариант — прийти в магазин со своим старым аккумулятором, и подобрать по образцу наиболее подходящий вариант. Благо, весят мотоциклетные батареи немного.
Правильное хранение АКБ
Чтобы аккумулятор мотоцикла служил долго, его нужно не только правильно эксплуатировать (не допуская глубоких разрядов), но и хранить должным образом. Большинство мотоциклистов зимой не ездят, консервируя технику на несколько месяцев. При этом многие допускают стандартную ошибку: уносят аккумулятор домой, надеясь, что тепло продлит ему жизнь. Всё ровно наоборот — чем выше температура, тем активнее идут химические процессы внутри, приближая кончину батареи. Правильное хранение аккумулятора: отключить от потребителей, полностью зарядить и оставить в прохладе (например, в гараже). Так шансы обнаружить его весной в добром здравии существенно возрастут. Однако, не ждите чудес: если аккумулятору уже несколько лет, то надёжнее будет заменить «старичка» в начале сезона на новый, не дожидаясь неприятных сюрпризов в дороге.