Одноколесный велосипед как называется

Как называется велосипед с одним колесом?

Одноколесный велосипед имеет два названия — уницикл и моноцикл. Появились данные модели сравнительно недавно.

Главной отличительной чертой от обычного велосипеда, является наличие лишь одного колеса. Необычная конструкция подразумевает некоторые особенности управления, а также использование его в различных ситуациях.

Велосипед с одним колесом – название

Впервые, одноколесные велосипеда стали появляться на рубеже 19 века. В то время велосипед имел большое переднее колесо и маленькое заднее, назывались они-пенни-фартинг. Именно эту модель считают «родителем» уницикла.

Суть езды на пенни-фартингах заключалась в передвижении как на двухколесном велосипеде, но на неровностях заднее колесо подкидывало, и водитель терял равновесие. Так, люди постепенно начали приучаться ездить на таких конструкциях.

Постепенно внешний вид уницикла изменялся, из-за чего появилось много поклонников такого транспорта.

Конструкция одноколесного байка

В конструкцию моноцикла входят стандартные элементы:

  • одно колесо;
  • сиденье;
  • педали;
  • регулируемая стойка;
  • приводной механизм.

Это схема обычного моноцикла с одним колесом и без руля, цепи и тормозной системы. Именно поэтому, при движении на нем необходимо соблюдать равновесие и не отпускать педали. Передача обычно фиксированного типа, так как отсутствуют тормоза и цепной привод.

Производители унициклов внедряют в новые модели такие усовершенствования:

  • добавляют руль и тормоза;
  • цепную передачу;
  • электроприводы.

Руль в таких конструкциях служит дополнительным источником равновесия. Покупать моноцикл с рулем или без, зависит от человека, так как каждому удобней по своему.

В классическом варианте тормоз располагается под сиденьем, вместе с тормозными ручками. При наличии руля, ручки крепятся там.

Цепную передачу можно встретить на специальных унициклах-«жирафах». По своему размеру такие конструкции выше обычных, поэтому ногами до оси достать очень сложно. Каретку располагают в раме под колесом.

Разновидности велосипеда с одним колесом

Изначально такие велосипеды встречались лишь на выступлениях в цирке. Постепенно любители экстрима стали пробовать выполнять трюки на необычном транспорте, и выходить на различные поверхности.

Спрос на моноциклы заставил производителей выпускать модели с новыми особенностями и возможностями, отсюда появились:

  • конструкции для фристайла и триала;
  • для езды по бездорожью;
  • дорожные.

На трюковых велосипедах раму выполняют из более прочных материалов, уделяя особое внимание каретке, устанавливая двойной обод и широкие колеса. Усиленные конструкции применяют для занятий фристайлом и триала. Установленный диаметр колес- 20 дюймов.

Унициклы для передвижения по бездорожью подразумевают наличие колес диаметром 24 дюйма. Агрессивная резина необходима для того, чтобы передвижение по неровной поверхности было максимально комфортным. В таких конструкциях устанавливают тормоза. Для того чтобы водитель не ощущал вибраций при езде по кочкам, устанавливают специальные седла на пружинах.

Стили езды и виды спорта на одноколесном велосипеде

Усовершенствование моделей позволяет использовать одноколесные велосипеды в широких пределах. Именно поэтому их можно использовать не только на тротуарах и дорогах, но и на более серьезных площадках.

Выделяют следующие дисциплины, где используется уницикл:

  1. Триал — высокие скорости и множество препятствий. Для стойкости в таких условиях, моноциклы должны обладать прочностью, выносливостью, а также иметь тормоз.
  2. Фристайл. Техника, где выполняются различные прыжки, петли и другие трюки. Данная дисциплина является одной из самых захватывающих.
  3. Off Road monocycle. Езда по крутой местности, со склонами и впадинами. Такой вид развлечения также пользуется особой популярностью, так как не предъявляет особых требований к велосипеду.
  4. Туризм. Отдельные модели, приспособленные к путешествиям и туризму. Они оснащены отделом для сумок. На таких конструкциях можно преодолевать расстояние до 150 км.
  5. Стрит. Относится к цирковым видам и подразумевает выполнение трюков, обход препятствий и прыжки на тротуарах.

Помимо одиночных дисциплин, одноколесный велосипед используется в таких играх, где на поле находится вся команда.

Хоккей на таких велосипедах очень травмоопасный вид спорта, так как действие разворачивается на льду. Правила игры без изменений, на поле применяют клюшки и шайбу, которую забивают в ворота. Такие игры регулярно проводят Великобритания, Германия и Швейцария.

В баскетболе участники передвигаются по зале на велосипеде. Игра усложняется постоянным движением. Все передачи и броски осуществляются в обычном режиме. Моноциклы для баскетбола имеют 24-дюймовое колесо и облегченные педали. Такие игры активно практикуют в Германии, Великобритании и Франции.

В игре «униполо» используют велосипед вместо лошадей. Размер поля немного меньше, а также изменена форма клюшки.

Как научиться ездить на велосипеде с одним колесом?

Умение кататься на уницикле подразумевает тяжелые и длительные тренировки.

  1. Необходимо овладеть равновесием, чтобы чувствовать велосипед. Для этого проводят тренировки на любом одноколесном велосипеде. На первых порах товарищ может поддерживать тело велосипедиста, или использовать стену в качестве опоры.
  2. Правильная стойка заключается в ровной осанке, без движений вперед и назад. Как только человек научился правильно сидеть, можно переходить к передвижению.
  3. Для того чтобы двигаться на уницикле, необходимо наклониться немного в нужную сторону, при этом, не отпуская педали.
  4. Для того чтобы регулировать скорость, необходимо касаться покрышки колеса ногой.
  5. Следующий этап — научиться разгоняться и останавливаться, а также держать стабильную скорость. Наклон человека во время езды, отвечает за скорость передвижение. Для того, чтобы немного притормозить, следует наклонить корпус назад.

Как сделать из двухколесного велосипеда одноколесный?

Сделать моноцикл можно на основе расширения передней вилки.

Необходимые компоненты:

Порядок действий:

  1. Снять вилку и расширить её у основания. Рекомендуемая ширина — 130 мм.
  2. Очистить каретку от лишних деталей, оставить необходимо только подседельную трубу.
  3. Подготовить сварку для соединения деталей.
  4. Вверху вилки сделать отверстие, диаметром, как каретка.
  5. Выравнивание линии цепи. Ровнять ее следует по линии осей каретки.
  6. Соединив обе детали, их следует сварить.
  7. Создание фиксированной передачи.
  8. Педали прикрепить по обе стороны от колеса. Втулку следует надежно прикрепить при помощи обода, спиц, шатуна.
  9. Для того чтобы сделать фиксированную передачу, можно заварить трещотку.
  10. Для того чтобы цепь не слетала, следует добавить дропауты. Их приваривают внизу, а вверху прикручивают болтами.
  11. Седло должно идеально подходить под тело человека. В таких конструкциях основная нагрузка идет на спину, поэтому удобная посадка играет не малую роль.

Одноколёсные велосипеды (моноциклы)

11 минут Автор: Сергей Морской 379

О существовании велосипеда с одним колесом знают многие, и не только велосипедисты. Одноколесный велосипед прославился на цирковой арене – акробаты, жонглеры и клоуны умело разъезжают и выполняют всевозможные трюки на этих велосипедах. У моноцикла есть даже неофициальное название «цирковой велосипед».

Однако в последнее время он перестал «принадлежать» только циркачам и выкатился в широкие массы на улицы. Количество счастливых обладателей унициклов неуклонно растет, а если учесть его использование в спорте, то в недалеком будущем эта незатейливая конструкция может составить неплохую конкуренцию двухколесным аналогам.

Из чего состоит одноколесный байк, и его разновидности

Когда не знакомый с термином «моноцикл» человек слышит это слово, в его воображении могут возникать сложные ассоциации, плоть до какого-то необычного мотоцикла. На самом деле это простейшая конструкция:

  • колесо;
  • педали;
  • приводной кареточный механизм;
  • «рама» – регулируемая стойка;
  • сиденье.

Так выглядит классический уницикл, где не только отсутствует второе колесо, но нет и руля, тормоза и приводной цепи. Езда на нем предполагает постоянное кручение педалей и точную балансировку.

Впрочем, классика – это всего лишь эталон, на самом деле существуют и другие разновидности:

  • моноцикл с рулевым управлением;
  • одноколесный байк с тормозами под сиденьем;
  • комбинированный вариант – руль + дисковый тормоз;
  • с цепной передачей;
  • электрический одноколесный велосипед.

Перечисленные варианты оснащены дополнительными приспособлениями для более простой и безопасной езды. Другая модификация стандартного одноколесника называется ултимейт, который состоит только из колеса и педалей.

Весьма интересна модель «колесо для хомяков», или интроцикл – велосипедист находится внутри. Привод расположен в скользящем зацеплении с колесом, благодаря чему оно беспрепятственно приводится в движение.

Одноколесные велосипеды с тормозами и рулевым управлением оснащены втулками с обгонными муфтами, что позволяет двигаться накатом. Тормоз выполняется только в дисковом варианте, так как тормозить «педалями назад» на уницикле невозможно, а ободную конструкцию зацепить не за что. Клешня расположена под седлом или на руле (для велосипедов с рулевым управлением).

На скорость моноцикла напрямую влияет диаметр обода, так как геометрия рамы сведена к минимуму, а в случае с ултимейтом рама отсутствует полностью. Особенно четко выражена зависимость скорости от размера колеса на классических монобайках:

Уницикл по скорости уступает стандартному велосипеду, и только 36-дюймовое колесо ставит его наравне с полноценным байком.

Стили езды и виды спорта на унициклах

Качественное совершенствование конструкции одноколесных велосипедов позволило им выйти не только на тротуары и площади, но и преодолеть спортивную планку. Так, появились специальные узкие дисциплины, точнее, ответвления от основных, где используются обычные велосипеды:

  1. Триал – преодоление препятствия на пересеченной местности и на высоких скоростях. Особые требования – прочность и выносливость конструкции, также обязательно наличие тормоза.
  2. Фристайл – исполнение трюков на унициклах. Прыжки, петли, развороты, виражи – все это выглядит захватывающе!
  3. OffRoad monocycle – преодоление бездорожья и крутых склонов на уницикле. Сегодня этот подвид велоспорта получает широкое распространение, благодаря легкости и удобству конструкции моноцикла.
  4. Туризм – еще одна дисциплина, которая связана с унициклами. Некоторые модели специально оснащаются багажниками, куда можно положить все необходимое, да и рюкзак на спину никто не отменял. Конечно, о дальних поездках речь не идет, но велотуризм с расстояниями до 150 км – вещь вполне осуществимая на одноколесном велосипеде.
  5. Стрит – наиболее распространенное «цирковое» направление: трюки, преодоление препятствий, прыжки на городских тротуарах. Сюда же входит и стандартная езда на одном колесе. Моноцикл – пока явление нечастое, и один даже его вид притягивает внимание.
Читать еще:  Как проверить мотоцикл

Кроме велодисциплин, одноколесный велосипед включен в командные виды спорта:

Хоккей на унициклах причисляется к опасному виду спорта, так как игра проходит на обычном ледовом поле. Используются стандартные клюшки и шайба, которую команда как можно чаще должна забить в ворота противника. Подобные игры ежегодно проводит несколько европейских стран – Великобритания, Германия, Швейцария. На первом этапе участие принимают 8 команд, отбор победителей по «перекрестному» методу, когда каждая команда играет со всеми противниками. Победитель в финалах отбирается по количеству голов, в равнозначной ситуации забивают пенальти.

Баскетбол на велосипедах – игра с мячом, где участники перемещаются, крутя педали. Необходимо постоянно находиться в движении. Это обязательное условие игры. Передачи и броски такие же, как в стандартной игре. Для моноциклового баскетбола используют велосипеды на 24-дюймовых колесах с облегченными педалями. Соревнования активно проводятся в североамериканских штатах и в ряде стран Европы – Франции, Германии, Великобритании. На пике популярности оказалась команда из Пуэрто-Рико как самая сильная в баскетболе на унициклах.

Униполо – новый вид командного спорта, где вместо лошадей используют одноколесные велосипеды. Размеры поля меньше, чем в классической игре, также отличается форма клюшки ввиду особенностей передвижения участников. Моноцикловое поло было открыто в России в 2015 году.

Учимся ездить на одноколесном велосипеде

Освоить велосипед с одним колесом не сложнее обычного. Достаточно нескольких дней упорных тренировок. После того, как научились катать на уницикле, некоторое время придется оттачивать мастерство. Не обойдется без падений с седла, правда, они менее опасны, чем с обычного велосипеда.

Освоить «одно колесо» гораздо легче, когда за плечами имеется опыт вождения обычного велосипеда без рук, и хорошо развит вестибулярный аппарат.

Обучение езде на одноколесном велосипеде состоит из нескольких стадий:
1. Посадка и выдержка равновесия. Для этого необходимо свободно сидеть на велосипеде не передвигаясь. Этот этап самый сложный и отнимает большую часть времени. Для начала потребуется дополнительная опора – перила, стена, мебель, если стоять обучаемся дома. Постепенно отпускаем руку от опоры, смотрим прямо перед собой, концентрируя внимание на бедрах. Как только в отпущенном от опоры состоянии удалось простоять более минуты, можно приступать к движению.

2. Езда вперед. Для передвижения необходимо наклонить корпус и переместить вес тела вперед, а затем плавно прокрутить педали. Для затормаживания уницикла принять строго вертикальное положение или отклониться немного назад. Не стоит сильно выгибать спину, иначе есть риск «выпустить» велосипед. Движения плавные, в случае увода колеса просто соскочить с велосипеда вперед. Руками сильно не размахивать, чтобы не раскачивать колесо. Постепенно увеличиваем дистанции, скорость держим на минимуме.

Во время движения смотрим строго вперед, равномерно распределяем вес по сторонам, смещаясь немного вперед.

3. Повороты – неотъемлемая часть управления велосипедом. На классическом безрулевом моноцикле в поворотах участвуют бедра, как и при управлении обычным двухколесником «без рук». Для наклона и изменения траектории немного переносим вес на одно бедро – в ту сторону, куда собираемся повернуть. После поворота плавно выровнять нагрузку. Начинаем с поворотов большого радиуса, постепенно уменьшая его.

4. На последнем этапе можно увеличивать скорость передвижения. Сильно спешить, однако, не нужно – скорость должна быть такой, чтобы можно было безопасно соскочить с седла на ноги.

Одноколесный велосипед требует особого внимания к выдержке равновесия. Однако в реальных условиях от падений никто не застрахован, поэтому стоит заранее позаботиться об экипировке:

  • специальный велошлем для защиты головы;
  • наколенники и наклокотники;
  • легкая обувь, которая хорошо сцепливается с педалями;
  • на моделях с шипованными педалями желательна защита голени;
  • перчатки: защитят от ссадин при падениях на скорости.

И напоследок посмотрим, чем удобен уницикл в сравнении с двухколесным собратом:

  • вес моно-байка укладывается в 1/3 от веса двухколесного;
  • удобно хранить, переносить и перевозить в общественном транспорте;
  • менее травмоопасен в случае падений;
  • безопасен для окружающих;
  • лучшая маневренность.

От велосипедиста моноцикл требует повышенной концентрации внимания, гибкости, точности и тщательной «дозировки» движений. При обучении добиваемся такого состояния, чтобы велосипед стал продолжением ног.

Превращаем велосипед в уницикл

Любопытных экспериментаторов, безусловно, заинтересует, как сделать велосипед с одним колесом своими руками. В углу гаража скучает ненужный двухколесный велосипед. Выбросить или дать ему вторую жизнь? Воспользуемся вторым вариантом и поступим необычным способом – превратим его в уницикл.

Для модификации двухколесного байка в одноколесный воспользуемся формулой:

Для работы потребуются:

  • ключи для снятия руля и вилки;
  • съемники шатунов и каретки;
  • резка по металлу;
  • наждачка;
  • сварочный аппарат;
  • тиски.

Поскольку работа будет пыльная, запасаемся набором салфеток и керосином.

Приступаем к работе:
1. Полностью освободить раму: снять вилку, колеса, шатуны, цепь.

2. Резкой по металлу отрезать заднюю и переднюю части рамы. В работе нам понадобится только подседельная труба с кареткой и передняя вилка.

3. Расширить вилку на тисках под заднее колесо.

4. Счистить краску с нижней части кареточного стакана, затем вырезать круг диаметром под трубу вилки.

5. На верхнем конце вилки вырезать лунку под окружность кареточного стакана. Кстати, перед сваркой надо разобрать каретку.

6. Сварить переднюю вилку с кареточным стаканом. Далее необходимо проверить прочность сварки под нагрузкой: зафиксировать концы конструкции на двух стульях, сваренный узел посередине навеса и положить кирпич. Можно также встать на конструкцию. Сварка не должна расколоться, в противном случае повторить процедуру.

7. Установить каретку и шатуны с ведущей звездой.

8. На дропауты вилки закрепляем заднее колесо.

9. Протянуть цепь между звездами. Убрать звенья на слишком длинной цепи с помощью выжимки.

Одноколесный велосипед своими руками готов – получили моноцикл с цепным приводом. Вдобавок к этому, на данном велосипеде можно ехать по инерции.

Особое внимание на самодельном уницикле уделяем прочности сварочного стыка. После сборки обязательно проверяем на практике – рама должна остаться прямой и без трещинок!

Заключение

Велосипед с одним колесом – удобная и оригинальная альтернатива обычному байку. Он непременно подарит те же полноценные ощущения от поездок, привлечет внимание со стороны и неплохо натренирует внимательность. И, в отличие от обычного велосипеда, его намного проще собрать самостоятельно.

Одноколёсный велосипед

Одноколёсный велосипед

Одноколёсный велосипед, уницикл (англ. Unicycle , uni — приставка, обозначающая «единый», и cycle — цикл (в значении колеса)), моноцикл — разновидность велосипеда. Цирковые артисты называют одноколёсный велосипед «юнисайкл», «моноцикл», моно— или «юнипед».

Содержание

Части уницикла

Уницикл содержит меньшее число комплектующих по сравнению с двухколёсным велосипедом:

  • Рама — вилка, как у обычного велосипеда
  • Седло — особой формы, специально обустроенное для езды вертикально
  • Подседельный штырь — труба, на которой закреплено седло
  • Хомут подседельного штыря — зажим, который фиксирует подседельный штырь на определенной высоте
  • Колесо со спицами — 36 либо 48 длинных тонких металлических спиц, закрепленных между втулкой и ободом колеса
  • Втулка — цилиндрическая деталь в центре колеса, которая крепит на себе шатуны, спицы и раму
  • Шатуны — на концах которых крепятся педали
  • Подшипники — закреплены между втулкой и рамой (в отличие от велосипеда, где подшипники соединяют втулку и стакан колеса) и позволяют колесу крутиться
  • Держатели подшипников — крепления, с помощью которых рама крепится к подшипникам на оси втулки
  • Педали — подножки, закрепленные на концах шатунов

Некоторые термины

  • Соскок — незапланированное падение с уницикла
  • Твентинайнер (англ.29er ) — уницикл с диаметром колеса 29 дюймов, предназначенный для поездок на расстояния
  • Кокер (англ.Coker (36er) ) — уницикл с диаметром колеса 36 дюймов, предназначенный для поездок на большие расстояния
  • Фристайл (англ.Freestyle ) — тип 20-ти дюймового уницикла и, одновременно, стиль езды, подобный фигурному катанию. Требует большого умения и сноровки
  • Триал (англ.Trials ) — очень прочный, с большой покрышкой 19″ уницикл и стиль катания, включающий высокие прыжки и преодоление различных сложных препятствий
  • Муни (англ.MUni ) — стиль катания по бездорожью, горным склонам или искусственно созданным трассам. А также тип уницикла, который для этого используется. Как правило это уницикл с колесом 24-26 дюймов, с прочной рамой и большой «зубастой» покрышкой
  • Стрит (англ.Street ) — cтиль катания, заключающийся в выполнении трюков на скорости: запрыгивание на бордюры и бортики, скольжение по перилам, езда по лестницам и тд
Читать еще:  Как на мотоцикл урал установить тахометр

В искусстве

  • «Звезда цирка» — один из самых первых трёхмерных мультфильмов студии Pixar. 1986. Главный герой — одноколёсный велосипед.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Unicycles

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Одноколёсный велосипед» в других словарях:

Велосипед — Привод Мускульная сила водителя П … Википедия

Велосипед с мотором — Велосипед с мотором велосипед с подвесным двигателем, используемым для приведения транспортного средства в движение или для помощи езды на нём. Иногда классифицируемый как автомашина или класс гибридного транспортного средства, велосипед с… … Википедия

Велосипед с вальным приводом — Велосипед Dynamic «Runabout» с вальным приводом компании Sussex Велосипед с вальным приводом класс велосипедов в которых для передачи крутящего момента от … Википедия

Велосипед с фиксированной передачей — (fixed gear) велосипед, у которого отсутствует свободный ход и педали крутятся вместе с колесами постоянно. Появились велосипеды благодаря трековы … Википедия

Велосипед с ременным приводом — Ременной привод … Википедия

Велосипед с гидравлическим приводом — Принцип работы пластинчатого насоса (турбины) Велосипед с гидравлическим приводом класс велосипедов в которых для передачи крутящего момента от кареточного у … Википедия

Беспедальный велосипед — Малыш на беговеле Беспедальный велосипед велосипед без … Википедия

Горный велосипед — Горный хардтейл (кросс кантри) велосипед … Википедия

Шоссейный велосипед — сконструирован для скоростной езды (велогонок, веломарафонов) по дорогам с хорошим асфальтовым покрытием. Наиболее … Википедия

Дорожный велосипед — Дорожный велосипед, или ситибайк/туринг велосипед, сконструированный для езды по городу и небольших прогулок. Как правило, конструкция такого велосипеда проста. Оборудован регули … Википедия

Одноколесный велосипед как называется

Велосипед, оказывается, можно избретать до бесконечности

Главный лесничий герцога Баден-Вюртембергского Карл Фридрих Драйс барон фон Зауэрбронн (, 1785–1851) получил патент на двухколесный велосипед в 1817 году. После того как 12 июля 1817 года Драйс на своей машине проехал за час 15 километров, велосипед вошел в моду. И тут же изобретатели Старого и Нового Света начали наперегонки состязаться в усовершенствовании двухколесного «костотряса». К концу XIX века, когда велосипед уже имел современные формы, велоконструкторы успели получить несколько десятков тысяч патентов. Однако этот процесс, несмотря на кажущуюся его нелепость, продолжается и сейчас, в XXI веке. При этом патентуются не только курьезные модели велосипедов, но и вполне прогрессивные машины, имеющие неоспоримые достоинства по сравнению с каноническим двухколесным приспособлением для езды при помощи мускульных усилий.

Два колеса — много!

Некогда в цирке была популярна езда на одноколесном велосипеде, требующая от артистов немалой сноровки, поскольку данная конструкция весьма неустойчива. Сейчас, в связи с ростом популярности экстремальных развлечений, акробатом стал как минимум каждый пятый молодой человек. В связи с этим точно такие же, как и в цирке, монопеды, правда, с седлом, а иногда и с рулем, появились в широкой продаже. И экстремалы используют их для таких развлечений, как, например, соревнования по покорению Эйфелевой башни. Разумеется, поднимаются они по ступеням, а не по наружной стороне башни.

Однако оказалось, что и одноколесной конструкции вполне можно придать значительную устойчивость и применить ее для поездок отнюдь не спортивных и далеко не молодых людей. Изобретатель снабдил серийное велосипедное колесо четырьмя металлическими пластинами. Две из них постоянно параллельны земле. Две другие, благодаря шарнирам и пружинной подвеске, изменяют угол наклона в зависимости от рельефа дороги, скорости езды и положения тела наездника. К верхней параллельной пластине крепится ось колеса, к нижней — рама седла. Это приводит к тому, что центр тяжести конструкции существенно смещен вниз, в связи с чем достигается приемлемая устойчивость. При езде по ухабам за счет продуманной системы амортизации наездник, невзирая на рельеф, движется строго в горизонтальной плоскости.

Существует и принципиально иное расположение велосипедиста относительно колеса — он находится внутри, примостившись на небольшом сиденье, вращая педали и управляя диковинной конструкцией при помощи обычного руля. Качение внешнего колеса диаметром 1, 74 метра осуществляется за счет нейлоновых роликов. Велосипедист «карабкается» на переднюю часть колеса при помощи педалей, связанных с фрикционной передачей. Такая конструкция также устойчива за счет низкого центра тяжести. Правда, при торможении возникают проблемы: в этот момент необходимо отклониться назад, поскольку за счет инерции седока может крутануть так, что он окажется ногами вверх, головой вниз. Когда же происходит экстренное торможение, срабатывают выдвижные «лапы» с роликами на концах. Они предотвращают кувырок.

Такие велосипеды серийно выпускаются в Китае. Правда, изобретены они бразильцем Тито Лукасом Оттом (). Да и не велосипед он изобретал, а моноцикл с двигателем внутреннего сгорания. Не так давно его изобретение, в реализации которого прежде многие сомневались, было использовано как впрямую — в США налажен выпуск бензиновых моноциклов, так и с расчетом на силу мышц ног. И тут инициативу захватили китайцы, у которых суммарная сила мышц огромна, а с бензином и моторами намного хуже.

С определенной натяжкой можно назвать велосипедом конструкцию, созданную американцем Брюсом Макленнаном Блэквеллом (), поскольку изобретатель снабдил маленькое колесо диаметром 25 сантиметров электромоторчиком, работающим от аккумулятора. Ни седла, ни руля поворота у моноцикла нет. Человек просто встает на две подножки, расположенные по бокам от колеса, и едет. Управление осуществляется при помощи отклонения тела в нужную сторону. Для увеличения скорости надо отклониться вперед, для торможения — назад. Проблема повышения устойчивости моноцикла решена при помощи использования высокоскоростного гироскопа. Решена в достаточной степени, поскольку Блэквелл, не будучи эквилибристом, до сих пор не только не сломал ни одной кости, но и не нажил синяков.

Минималисты

В связи с тем, что крупные города мира страдают от перегруженности транспортных артерий, в последнее время стала актуальна проблема создания компактных складных велосипедов. На них можно добраться до ближайшей станции метро, а потом, провезя велосипед под землей, доехать до места работы. В Англии создан велосипед, который можно сложить за 30 секунд и, что самое главное, спрятать его в чемодан, чтобы не торчали руль и педали. Пока это изобретение лондонцы не сметают с прилавков, а воспринимают лишь как игру блестящего ума.

Еще более компактный велосипед сконструировал Клайв Синклер (), известный изобретатель, в свое время создавший популярный компьютер Spectrum. Его велосипед, получивший название , за двадцать секунд укладывается в кейс. В разобранном состоянии он похож на букву А (отсюда и название — A-Bike). При всем при том эта кроха способна выдерживать 120-килограммового седока и позволяет передвигаться со скоростью 24 км/час. Снизить вес велосипеда до 5 килограммов удалось за счет того, что большинство его деталей изготавливается из пластика.

Модель Синклера породила соревновательный эффект. Складные портативные велосипеды начали выпускать во Франции, в Японии и в Америке. Несомненно, такое средство передвижения было бы очень полезно и в Москве, несмотря на то, что столичное правительство судорожно накручивает вокруг Кремля все новые и новые транспортные кольца.

Самый же маленький и легкий велосипедик сделал электромонтер из Польши Збигнев Ружанек. Он весит всего 1,5 килограмма. Диаметр переднего колеса — 11, а заднего — 13 миллиметров. Велосипед всем хорош за исключением того, что он не имеет абсолютно никакой практической пользы. Ружанек сделал его исключительно для того, чтобы попасть в . Бравый электрик проехал на своем хлипком аппарате 5 метров, прославился на весь мир, на том и успокоился.

Друзья парадокса

Есть изобретатели, которые с блеском доказывают, что механика сулит нам еще немало открытий чудных. К таковым относится физик-ядерщик . Выйдя на заслуженный отдых, он применил свой интеллектуальный потенциал для изобретения принципиально новых конструкций велосипедов. В одной из его моделей педали вращаются… в обратную сторону! Казалось бы, работа совершается та же самая, однако в ней участвуют другие группы мышц, более сильные. Поэтому на велосипеде Макарова можно развивать большую скорость при тех же самых усилиях. В другой модели установлена коробка автоматического переключения передач, а велосипедная цепь представляет собой , что позволяет заметно увеличить КПД механизма. Есть модель-«тяжеловоз», при помощи которой изобретатель-пенсионер буксирует микроавтобус и перевозит 100-килограммовые грузы.

Читать еще:  Как помыть велосипед в домашних условиях

На Московском международном салоне промышленности Макарова наградили Большой золотой медалью «Архимед-99». Его велосипед экспонировался на выставке техники будущего в Милане. Этим все и закончилось. Отечественные велосипедостроители внедрять в производство машину Юрия Алексеевича категорически отказались, посчитав, что это самое будущее в нынешнем веке не наступит.

Инженер из Барнаула за свой велосипед получил еще более высокую награду — Золотую медаль Международной женевской выставки изобретений по номинации «механика». Эта награда особо ценна, поскольку 15 последних лет в этой номинации лауреаты не назначались.

Велосипед Васильева способен развивать скорость в 75 км/час. При этом педали крутить не надо, они совершают линейные возвратно-поступательные движения. Секрет столь высокой эффективности механизма заключается в том, что в нем применен «принцип юлы». Припомним, как в годы нашего золотого детства мы раскручивали юлу до запредельных скоростей, юла приобретала свойства гироскопа. Такая передача давно известна в машиностроении, и называется она шарико-винтовой. Условно говоря, она представляет собой «разболтанную» пару винт—гайка, промежутки между которыми заполнены шариками. Если сверху давить на винт, гайка начинает вращаться. При этом изобретатель не слепо скопировал известную передачу, а модернизировал ее, так что вполне можно говорить о «передаче Васильева».

В Женеве на «нового Кулибина» обрушилась лавина предложений от иностранных фирм о сотрудничестве. Ему приглянулся бельгийский машиностроительный концерн. Однако вскоре у Васильева создалось ощущение, что компаньоны намереваются, как говорят в российских деловых кругах, кинуть его. И он вернулся домой, чтобы внедрить своего чудо-коня в российское производство. Однако родина встретила Васильева неприветливо. Уже четыре года он пытается найти взаимопонимание в различных инстанциях.

А велосипед Федора Сычева из Набережных Челнов позволяет без больших физических затрат подниматься на гору. Это достигается за счет использования кривошипно-шатунного механизма с большим рычагом. И у него точно такая же история с внедрением изобретения в производство. Можно предположить, из-за того, что наша страна имеет преимущественно равнинный рельеф. В странах Закавказья, а, тем более, в Непале ему цены бы не было.

А вот канадские производители велосипедов, компания , позаботились о велосипедистах на славу. Известно, что зима в Канаде не менее снежная, чем, скажем, в Сибири. А по сугробам и льду на велосипеде кататься не слишком весело. И тогда остроумные канадцы заменили переднее колесо лыжей, а заднее — гусеничным приводом. Конструкция достаточно проста, и утяжеляет велосипед всего на два с половиной килограмма. Тем не менее, усовершенствованный таким образом велосипед без особых проблем едет не только по снегу, но и по песку — что также непросто для обычных «байков». Востребованность изобретения оказалась такова, что уже на выставке Interbike, где новинка впервые была представлена публике, нашлось немало желающих приобрести эту систему. Главная же ценность пакета Ktrak в том, что вам не нужно приобретать новый велосипед: достаточно переоборудовать уже имеющийся в наличии горный велик. А весной вы снова поставите на него колеса, и, как ни в чем не бывало, поедете по любимым оврагам и перелескам.

Весьма полезную модель велосипеда придумали в американском университете Пердью (). Велосипед имеет два задних колеса, которые в неподвижном состоянии располагаются под углом друг к другу, соединяясь вверху и расходясь внизу. За счет этого получается устойчивый трехколесный велосипед, на который с легкостью садится и начинает крутить педали ребенок либо не обученный езде «чайник». По мере увеличения скорости и обретения велосипедом инерционной устойчивости задние колеса соединяются в единое колесо. При остановке происходит обратный процесс — колеса внизу «растопыриваются».

На арене эксцентрики!

В этой номинации у нас всего два кудесника велосипедостроения. Но каких!

Тим Пикенс (), президент британской фирмы , занимающейся разработками в области ракетостроения, в начале 2006 года прикрепил на свой серийный велосипед реактивный двигатель, который используется для коррекции орбиты спутников. К счастью, он заправил его не ракетным топливом, благодаря чему не улетел под облака. В качестве топлива бесстрашный Пикенс использовал мазут, в связи с чем тяги хватило только на то, чтобы за пять секунд разогнать мистера Пикенса лишь до скорости 100 км/час.

А кубанский пенсионер Евгений Михайлов использует для перемещения в пространстве сконструированного им велосипеда конскую тягу. Процедура такова. Михайлов сажает «на облучок» велосипеда специально обученного коня, прикрепляет к его копытам педали, и конь начинает их крутить. И крутит так усердно, что конструкция несется по проселочной дороге со скоростью 70 км/час. Велосипедист управляет машиной при помощи руля, а поддает газа вожжами. Есть коробка передач на три скорости. Вот только тормоза пока отсутствуют. Потому что конструктору сейчас не до таких мелочей. Он загорелся идеей создать конный аэроплан того же принципа действия. Остается не вполне понятным, как на эти эксперименты смотрят кубанские защитники животных?

Читайте также на сайте «Вокруг Света»:

  • По морю на велосипедах
  • По дороге проехать — не поле перейти
  • Сахалин

Владимир Тучков, 18.01.2007

Новости партнёров

Для чего одноколесный велосипед?

Одноколесный велосипед или уницикл, появился на просторах отечественного рынка сравнительно недавно. Это настоящий младший брат стандартного двухколесного агрегата. Его отличительной чертой является наличие всего лишь одного колеса и полное отсутствие рулевой части. Чем примечателен одноколесный велосипед, и какие его разновидности известны человечеству?

Что лежит в основе уницикла

Уницикл покоряет своим неповторимым внешним видом. Человек, впервые увидевший данное инженерное творение с трудом представляет, как им можно управлять. В голове возникает масса сложных ассоциаций и алгоритмов действий. На самом деле, велосипед с одним колесом отличается простой и понятной конструкцией. В его основе лежат следующие элементы:

  • механизм управления (педали);
  • кареточный механизм;
  • регулируемая стойка (в простонародье обыкновенная рама);
  • сиденье для удобного передвижения.

Это классическое строение одноколесного велосипеда. Конструкция не оснащена механизмом торможения, приводной цепью и рулевой частью. Передвижение на нестандартном агрегате основано на постоянном кручении педалей и держании равновесия. Ранее велосипеды данного типа широко применялись циркачами, для выполнения трюков различной сложности. На сегодняшний день освоить езду на необычном виде транспорта способен каждый желающий человек.

В некоторых модернизированных моделях одноколесных велосипедов встроены дополнительные элементы. К их числу относят:

  • крыло (позволяет блокировать брызги грязи);
  • багажник;
  • система освещения (фонари);
  • светоотражатели;
  • звуковой сигнал.

Наличие дополнительных опций значительно оптимизирует и облегчает процесс передвижения. Светоотражатели, фонари и звуковой сигнал отвечают за безопасность человека.

В «прокачанных» моделях можно встретить вынос и тормоз. Вынос представляет собой рычаг, располагающийся под седлом. Его основной задачей является создание дополнительной точки опоры во время передвижения. Наличие выноса облегчает процесс езды и позволяет человеку беспрепятственно преодолевать длительные расстояния.

Тормоз – незаменимая часть любого транспортного средства. Система торможения крепится под седлом. Важно: примечательно, что система торможения установлена исключительно в моделях с выносом. В противном случае тормоз просто некуда прикрепить.

Основные разновидности моноцикла

Одноколесные велосипеды бывают разных типов. Они отличаются по своему строению, комплектации и назначению. Так, стандартные моноциклы используют для фристайла, триала, передвижения в горной местности и по классическому дорожному покрытию.

Уницикл предназначенный для фристайла применяется для выполнения трюков различной сложности. В основе конструкции лежит одно колесо, узкое седло и вилка с квадратным верхом. Это необычное строение позволяет каскадеру беспрепятственно выполнять трюки.

Велосипед для триала отличается высокой прочностью и надежностью. Конструкция способна выдержать мощную нагрузку и не сломаться под человеком во время выполнения сложных прыжков. Стандартный диаметр колеса в прочном моноцикле равен 19 или 20 дюймам.

Унициклы горного типа предназначены для передвижения в условиях полного бездорожья. В их основе лежит прочное колесо, диаметров 24 или 26 дюймов. Внушительные габариты позволяют беспрепятственно преодолевать длительные расстояния, передвигаясь по корням деревьям, камням и многочисленным склонам. Для повышения уровня безопасности, каждый велосипед горного типа оснащен специализированной тормозной системой.

Дорожные типы моноциклов предназначены для езды в условиях городских дорог. Диаметр колеса варьируется от 26 до 36 дюймов. Большие колеса оптимизируют процесс передвижения и делают его более комфортным.

Существуют и другие разновидности унициклов, в частности жираф (высота конструкции достигает 3 метров), кенгуру (педали расположены в одну сторону), ультимейт (конструкция без седла и рамы) и многие другие. Подобрать оптимальный тип нестандартного транспортного средства не сложно, главное определиться с его назначением и выбрать модель согласно личным предпочтениям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector