Как подобрать каретку на велосипед

Велосипедные каретки. Ликбез по совместимости

Велосипед, как и любой сложный механизм, состоящий из множества частей, подверженных естественному износу в процессе эксплуатации, а также различным повреждениям в результате падения, время от времени требует замены компонентов. А учитывая то, что современный велосипед является, по сути, конструктором, иногда приходится часами искать в интернете данные о совместимости тех или иных компонентов. Персонал велосипедного магазина Велобазар.ком решил облегчить Вам задачу и написать серию статей о различных стандартах и совместимости компонентов. Первая ласточка — статья о наиболее распространенных типах велосипедных кареток и шатунов, а также совместимости данных компонентов.

Данная статья также является реакцией на довольно частый диалог продавца (Прод.) и покупателя (Пок.):
Пок.: Добрый день. У меня люфтит/скрипит/стучит/сломалась (нужное подчеркнуть) каретка. Хочу купить новую.
Прод.: Здравствуйте. Какая каретка Вам нужна?
Пок.: Обычная.

На удивление многих покупателей, существует много стандартов вполне себе обычных велосипедных кареток с большим количеством типоразмеров, хотя в случае такого диалога в 70% случаев выясняется, что нужна каретка с резьбой BSA, под квадрат, размером 68×123 мм.

По конструкции каретки бывают разборными (система конус-чашка с шариковыми подшипниками (как правило, помещенными в сепаратор) и неразборными, собранными на промышленных подшипниках закрытого типа. Каретки на пром.подшипниках имеют гораздо лучшую пылезащиту и, как следствие, значительно бОльший срок службы. «Неразборность» кареток, заявленная производителем в некоторых случаях является весьма сомнительной, но не это является темой данной статьи.

Тип каретки, устанавливаемой на велосипед зависит как от рамы велосипеда, так и от системы шатунов. Наиболее распространены следующие стандарты шатунов:

1. Шатуны под клинья. Стандарт, используемый в старых велосипедах, а также в наиболее дешевых современных велосипедах. Шатуны одеваются на вал и фиксируются при помощи клиньев. Преимуществом данного стандарта является дешевизна компонентов, а недостатком — очень малая жесткость крепления, в результате чего клинья и посадочные места разбиваются и требуется частая замена компонентов.

2. Шатуны под квадрат. Это, наверно, наиболее часто встречающийся тип шатунов на современных велосипедах низкого и среднего ценового диапазона. Шатун имеет посадочное отверстие квадратной формы с слегка скошенными углами и напресовывается на вал каретки. Сам вал имеет форму усеченной пирамиды и расширяется ближе к раме. В зависимости от модели шатунов может потребоваться каретка с различными длинами вала. Из ассортимента Shimano в Украине доступны каретки Shimano BB-UN26 с валом квадратного сечения длиной от 110 до 127 мм.

3. Shimano Octalink. Существует 2 различных стандарта: Octalink V1 и Octalink V2. Каретка Octalink V1 имеет 8 шлицов длиной 5 мм и шириной 2 мм, а Octalink V2 — также 8 шлицов, но их длина составляет 9 мм, а ширина — 2.8 мм. На сегодняшний день шатуны стандарта Octalink V1 не производятся, а стандарта Octalink V2 не поставляются в Украину как запчасть, а только установленными на готовые велосипеды. Официальный поставщик Shimano в Украине поставляет каретки Shimano BB-ES25 стандарта Octalink V2. Наиболее известные производители шатунов данного стандарта — это Shimano, FSA и Ritchey. Длина вала каретки подбирается под конкретную модель шатунов.

Ниже приведена таблица выбора длины вала каретки для актуальных моделей шатунов под квадрат и Octalink V2.

4. ISIS. Вскоре после запуска компанией Shimano стандарта Octalink, в противовес ему компания Race Face разработала открытый стандарт — ISIS (который также поддержали Truvativ, FSA). Данный стандарт также предусматривает шлицевое соединение каретки с шатунами, но при этом форма и количество шлицов отличаются от предыдущего стандарта. Шатуны и каретки данного стандарта выпускаются (или выпускались) компаниями Controltech, FSA, Gusset, RaceFace и Truvativ. Особенностью данного стандарта является одинаковая длина вала для всех систем шатунов: если Вам нужен чейнлайн 48.5 мм — нужно устанавливать каретку с валом 113 мм. Установив каретку с длиной вала 118 мм, Вы увеличите чейнлайн на 2.5 мм.

5. Truvativ PowerSpline. Вариации на тему шлицевого соединения от компании Truvativ. Каретки данного стандарта имеют большее количество шлицов (12 шлицов против 10) и меньший диаметр вала, чем ISIS. Каретка совместима с двумя системами шатунов — IsoFlow и FiveD.

6. Truvativ Howitzer. Еще один вариант шлицевого соединения. Внешне посадочные места на шатунах похожи на ISIS, но данные два стандарта между собой не совместимы. Каретки Truvativ Howitzer имеют внешние подшипники и отдельную ось. За счет такого конструктивного изменения достигается бОльшая жесткость соединения.

7. Интегрированная ось. Существует несколько стандартов шатунов с интегрированной осью, особенности которых будут описаны ниже. Общей чертой является интегрированная в один из шатунов.

7.1 Shimano Hollowtech II. Это первый стандарт шатунов, в котором ось каретки (увеличенного до 24 мм диаметра) впрессована в правый шатун. Данная конструкция в сочетании с кареткой с увеличенным диаметром подшипников снижает вес системы шатуны-каретка, а также повышает жесткость соединения. Левый шатун одевается на шлицы вала, притягивается пластиковым прижимным болтом и фиксируется двумя болтами, расположенными перпендикулярно оси вращения.

На текущий день все шатуны Shimano серии Deore и выше (для шоссейных велосипедов — Sora и выше), а также некоторые несерийные модели и модели для экстремальной езды — Saint и Zee изготавливаются именно по данному стандарту.

7.2 FSA Mega EXO. В целом повторяет стандарт Hollowtech II — та же интегрированная в правый шатун ось и выносные чашки каретки. Каретки и шатуны стандартов FSA Mega EXO и Shimano Hollowtech II в своем большинстве совместимы между собой (исключение составляют шатуны FSA с 19-миллиметровой осью, например FSA Omega).

Есть 2 типа крепления левого шатуна: как видно на установочной схеме, первый тип полностью повторяет конструкцию японцев, во втором же случае шатун просто притягивается к валу каретки без дополнительных фиксирующих болтов, расположенных перпендикулярно оси вращения.

Автору статьи встречались отзывы людей, пользовавшихся обоими типами крепления, в которых говорилось, что второй тип гораздо менее надежен и иногда при большой нагрузке случается повреждение резьбы, в которую вкручивается прижимной болт.

7.3 RaceFace X-Type. Аналог предыдущих двух стандартов от канадской компании RaceFace. Дабы отличаться, ось интегрирована не в правый, а в левый шатун. Правый устанавливается точно так же, как и у FSA второго варианта крепления. Шатуны и каретки полностью совместимы с компонентами от Shimano и FSA.

7.4 Truvativ GXP (Giga-X-Pipe). В целом, данный стандарт очень похож на три предыдущих, но с ними не совместим. Диаметр вала также составляет 24 мм, но сам вал ступенчатый, из-за чего в каретке используются подшипники с разным внутренним диаметром (справа — 24 мм, а слева — 22 мм). Шатуны и каретки данного стандарта не совместимы с подобными продуктами других производителей. Левый шатун одевается на вал и притягивается прижимным болтом.

7.5 Campagnolo Ultra-Torque. В 2007 году компания Campagnolo презентовала собственный стандарт шатунов с интегрированной осью. В данном стандарте ось разделена на 2 части, которые впрессованы в левый и правый шатун. При установке половины оси стягиваются между собой и цепляются друг за друга зубцами.

7.6 BB30. Хотя BB30 — это стандарт кареточного узла, разработанный компанией Cannondale, его, все-же, будет целесообразно рассмотреть в главе, посвященной стандартам шатунов, так как под данные каретки необходимы не совместимые ни с чем другим системы шатунов. Данные шатуны также имеют интегрированную ось, но ее диаметр значительно больше — 30 мм. Такое изменение позволило изготовлять оси не из стали, а из алюминия, тем самым заметно снизить вес без потери прочности. Еще одной полезной особенностью данного стандарта является уменьшение Q-фактора шатунов (расстояние между плоскостями в которых расположены отверстия крепления педалей).

Существуют еще различные экзотические стандарты, но, ввиду их малой распространенности, рассматривать в этой статье мы их не будем.

Многие считают, что все резьбовые кареточные узлы одинаковые, но это далеко не так. На сайте Великого и Могучего Шелдона Брауна можно увидеть 7 различных стандартов резьб. Здесь мы рассмотрим только наиболее распространенные:

1. Английская резьба (BSA или I.S.O.). Размер резьбы составляет 1.37″x24 tpi. Ширина кареточного узла составляет 68 или 73 мм для горных и кроссовых велосипедов и 68 мм для шоссейных велосипедов (также встречаются кареточные узлы 83 мм у экстремальных велосипедов и 100 мм у фэтбайков). Левая чашка имеет правостороннюю резьбу, а правая — левостороннюю. В большинстве современных велосипедов используется именно данный стандарт резьбы. Под данный стандарт производятся каретки для всех шатунов типов от №1 до №7.5.

2. Итальянская резьба (ITA, italian). Резьба M36x24 tpi. Ширина кареточного узла 70 мм. Обе чашки каретки имеют правостороннюю резьбу. Существуют каретки под те же стандарты, что и в случае с BSA, но они менее распространены и найти данные компоненты сложнее.

Читать еще:  Почему мотоцикл стреляет в карбюратор

3. Французская резьба. 35 мм x 1 мм (25.4 tpi). Ширина кареточного узла 68 мм. Обе чашки имеют правостороннюю резьбу. Такой стандарт встречается в старых стальных рамах, в наш дни найти каретки соответствующего стандарта весьма проблематично. Но Вы можете обратиться в велосипедную мастерскую, в которой эту резьбу перережут под стандарт BSA.

4. Швейцарская резьба. Как и в кареточном узле французского стандарта используется резьба 35 мм x 1 мм (25.4 tpi). Ширина кареточного узла также составляет 68 мм. Единственным отличием является то, что левая чашка имеет правостороннюю резьбу, а правая — левостороннюю. Также, как и при французской резьбе, при наличии инструмента возможно перенарезать резьбу под стандарт BSA.

В последние годы на велосипедах высокого класса все чаще начали встречаться кареточные узлы, которые не имеют резьбы. В такие рамы каретки просто впрессовываются. Нам известно 9 стандартов таких рам. Ниже приведено изображение с размерами кареточных узлов различных стандартов.

1. BB92. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов MTB велосипедов. Ширина 89.5 или 92 мм. Компенсируется проставочным кольцом 2.5 мм, поставляемым в комплекте с кареткой.

2. BB86. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов шоссейных велосипедов.

3. BB30. Открытый стандарт, разработанный компанией Cannondale. Используются шатуны с 30-миллиметровой интегрированной осью. Подшипники запрессовываются в раму.

4. PF30. Также используются шатуны с 30-миллиметровой осью. В раму запрессовываются чашки, в которые вкладываются подшипники.

5. BBRight. Конструктивно — аналог двух предыдущих стандартов, но кареточный узел имеет бОльшую ширину и асимметричную форму. По конструкции BBRight Direct Fit повторяет стандарт BB30, а BBRight Press Fit — PF30.

6. 386Evo. Более широкая версия PF30.

7. BB90/BB95. Cтандарт с запрессовываемыми прямо в раму подшипниками. Предназначен для работы с осями 24 мм. Ширина — 90 или 95 мм.

В некоторых случаях, если стандарт рамы и каретки/шатунов не совпадают, подружить их действительно невозможно. Но для некоторых пар кареток и кареточных узлов существуют переходники, благодаря которым, приобретая новую раму, Вам не обязательно покупать новые шатуны, а достаточно только установить соответствующий переходник. Например, на изображении слева Вы можете видеть переходник с кареточного узла стандарта BB30, позволяющий установить каретку с резьбой BSA производства компании FSA.

Затратив несколько дней на поиски в интернетах различных адаптеров и кареток, персонал магазина Велобазар.ком составил сводную таблицу совместимости различных стандартов рам и шатунов. В соответствующих ячейках Вы сможете увидеть поля «полная совместимость», «совместимо после перенарезки резьбы», «совместимо через адаптер» и «не совместимо». Если с первыми тремя вариантами все понятно, то четвертый требует уточнения: поле «не совместимо» может означать как конструктивную несовместимость по причине большей ширины кареточного узла рамы чем длина вала, так и то, что нам не удалось найти соответствующих адаптеров. Если Вы владеете информацией отличающейся от данной таблицы — пожалуйста, свяжитесь с нами и мы добавим в нее Ваши данные.

Но если Вы не хотите вникать во все эти совместимости — Вы всегда можете обратиться к нашим консультантам и мы с радостью Вам поможем.

Как подобрать каретку для велосипеда

Каретка – это один из самых важных узлов велосипеда, на который приходиться очень большая нагрузка при езде. Когда со временем, механизм выходит из строя, крутить педали может быть очень трудно. Зачастую, когда приходиться менять каретку, пользователь думает, что это механизм стандартный, и, обращаясь в специализированный магазин, он может говорить: «Мне, пожалуйста, каретку, …обычную.»

Но не все так просто как кажется, ведь существуют десятки различных типоразмеров данных деталей, и то, что подойдет одному велосипеду, может абсолютно не соответствовать механизмам другого. Какие же виды кареток существуют и как грамотно подобрать деталь для вашего двухколесного коня?

Что входит в конструкцию каретки?

Все кареточные системы в своей конструкции принципиально похожи, и состоят из:

Корпуса, с вмонтированными подшипниками и осью.

Чашек, фиксирующих механизм в кареточном стакане. Такие чашки могут быть либо запрессованные либо вкрученными в раму – все зависит от типа крепления всего механизма.

Оси, продетой через корпус, которая может беспрепятственно вращаться. На концы оси крепятся шатуны велосипеда.

Место, где расположена и зафиксирована вся кареточная система, называется «стакан каретки».

Разновидности кареток велосипеда

Существует очень много стандартов кареток, которые отличаются между собой размером вала и корпуса, резьбой и способом фиксации шатунов. Конструкция кареток может быть разборного и неразборного типа. Первый вариант – это конусные чашки и подшипники шарикового типа, размещены в сепараторе. Неразборные каретки – это собранные на заводе механизмы с запрессованными внутрь подшипниками. Такие подшипники заводской сборки защищены от скопления грязи, и соответственно могут дольше прослужить. По типу конструкции каретки можно разделить на:

резьбовые — вкрученные прямо в раму велосипеда;

кардтриждные — с разборным корпусом, в котором посажены подшипники и вал;

пресс-фит — изделия, запрессованные в раму, без резьбы;

c цельнометаллической осью.

Кареточный механизм велосипеда представляет собой тело, с металлической осью и подшипниками. На выступающие концы оси надеты шатуны. Ось кареточной системы может быть разной формы. Это может быть квадрат или разные типы шлицов. В таких механизмах важную роль играют две размерности – это размерность самого тела каретки и длина оси. Корпус или тело может иметь ширину 68, 73, и 83 миллиметра, хотя на велосипедах-фетбайках ширина такого узла может достигать до 100-120 миллиметров. Самой распространенной шириной каретки является величина 68 миллиметров.

Стандарт шатунов
Выбирая каретку к велосипеду, первое на что следует обратить внимание, это стандарт крепящихся шатунов. Хотя таких стандартов может быть очень много, мы рассмотрим несколько распространенных вариантов.

Шатуны под квадратный вал. Механизмы с таким стандартом самые распространенные, и встречаются в самых массовых и недорогих, но качественных моделях. Вал каретки заходит в квадратные посадочные ячейки шатуна, и фиксируется болтами. Форма самого вала в данном случае, напоминает срезанную пирамиду, с расширением по направлению к раме. Самыми востребованными каретками такого типа, являются модели с валом длиной 110-126 миллиметров.

Стандарт Octalink. Сюда входят разновидности – V-1 и V-2. Кареточная система Octalink оснащена 8 шлицами, но каждый вид обладает собственными размерами шлицов.

Hollowtech 2 — имеет интегрированную ось в правый шатун ось, и чашки выносного типа. Благодаря минимальному количеству комплектующих, имеет небольшой вес и способствует увеличению жесткости.

GXP — система устроена по принципу Hollowtech 2, кроме совместимости шлицов.

Mexa Exo — интеграция оси и тип крепления чашек, такие же как и у Hollowtech 2, поэтому оба стандарты в большинстве случаев совместимы.

ВВ30 — новый стандарт, который не совмещается с другими стандартами. Диаметр интегрированной оси этого стандарта составляет 30 миллиметров, а это значительно больше чем у других систем. Оси ВВ30 изготавливают из алюминия, что способствует снижению веса системы, не теряя, при этом прочность.

ISIS — отличается от других стандартов тем, что вал для всех видов шатунов имеет одинаковую длину. Соединяется при помощи шлиц.

HOWITZER — места под посадку напоминают те, что в ISIS, но данный стандарт с ISIS абсолютно не совместим. Соединения получаются жесткими, и исполняются с помощью шлиц. Вся система имеет свою автономную ось и подшипники, которые закреплены извне.

Power Spline — стандарт, который предусматривает наличие 12 шлицов, и совмещается с шатунами FiveD и Iso Flow.

Клинья. Шатуны, которые фиксируются клиньями, применяются в самых простых и дешевых моделях велосипедов. Фиксация нежесткая, компоненты нужно часто менять.

Тип резьбы

Существует несколько видов резьбы для фиксации кареточного механизма, но в наиболее распространенных стандартах встречается всего два, а именно:

Английская резьба. В этом варианте на правой чашке нарезана левосторонняя резьба, а на левой – резьба правостороннего типа.

Итальянская резьба. В данном случае на обеих чашках можно увидеть резьбу правосторонней нарезки.

Швейцарский и французский тип нарезки резьбы является менее распространенным, но все же такое встречается. Если ваш велосипед оснащен именно таким резьбовым соединением, вы можете попросить работников велосипедной мастерской заказать для вас необходимые запчасти.

Выбираем механизм каретки самостоятельно

Чтоб подобрать требуемую каретку, вам необходимо произвести замеры кареточного стакана, а именно выяснить длину вала, и посмотреть под какой стандарт сделаны ваши шатуны.

Для того, чтобы разобрать кареточный узел самостоятельно, вам понадобятся специальные съемники. Они подбираются по стандарту каретки. Сначала нужно снять с оси шатуны. Делать это нужно, начиная с левой стороны, чтобы не нарушить звезды. Отвинтив стопорную гайку, если такова имеется в вашей модели велосипеда, удалите накопившуюся грязь и пыль. Гайку следует снимать особенно осторожно, подобрав к ней соответственный гаечный ключ. Затем, по очереди, снимаются обе чашки, и аккуратно вынимаются подшипники. Если вы сомневаетесь, что сможете правильно разобрать, и потом собрать кареточный узел, вам будет лучше всего обратиться за профессиональной помощью в мастерскую для велосипедов.

Читать еще:  Какой смазкой смазывать цепь велосипеда

Покупать необходимую деталь желательно только в специализированных проверенных торговых точках. Специалисты-консультанты, которые работают в наших веломастерских, помогут вам грамотно и быстро определить тип кареточного узла вашего двухколесного транспортного средства и выбрать и купить каретку.

Выбор Велосипеда и компонентов

Мы в соцсетях

Веломагазины в Киеве

Без выходных с 10:00 до 20:00
Осокорки, пр. Бажана, 10
Оболонь, пр. Г. Сталинграда, 4, корп. 7
Позняки, ул. Анны Ахматовой, 34
Шулявка, ул. Гетьмана 6, блок А
ППавл. Борщаговка, ул. Садовая 1 Б
Все контакты

Стандарты: Типы кареток для велосипеда

Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.

Алгоритм выбора каретки

Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:

1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.

Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.

SQR – квадрат (от Англ. square). Наиболее распространенный стандарт для бюджетных решений в данный момент. Раньше во время расцвета МТВ являлся основным стандартом для кареток. Убить шатуны на такой каретке становится слегка труднее, чем предыдущий вариант, однако раскрутившийся кареточный болт может это быстро «исправить».

Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.

ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.

Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.

Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.

2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.

Резьбовые каретки – это каретки, которые вкручиваются непосредственно в раму. Все каретки, приведенные выше являются резьбовыми. Называется стандарт ISO/English/BSC или BSA. Посадочный диаметр 34.6 — 34.9мм. Будьте внимательны! В МТВ используется English версия, где ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу. Вариант с одинаковой резьбой называется Italian и используется в ВМХ.

Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.

Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?

Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.

Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.

3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.

Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.

Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.

4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.

5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.

Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.

Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.

Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.

Совместимость

Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.

Итоги

Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!

Видео по теме:

Как выбрать каретку велосипеда

Кататься на байке весело и полезно, но приходит время, когда требуется заменить какую-нибудь деталь, которая вышла из строя. Когда это касается каретки велосипеда, возникает вопрос, как ее выбрать?

Эта деталь является узлом подшипниковым, и присоединяется к раме при помощи шатунов. Благодаря ей шатуны получают возможность двигаться. Крепится каретка велосипеда, которую помещают в стакан кареточный, в месте пересечения нижней трубы с перьями байка.

Кареточный стакан, получивший наибольшее распространение, т.е. ходовой, размером 68 миллиметров, но выпускается деталь в нескольких размерах: 73 мм (установлен в горниках), 83 мм (в байках для фрирайда и других экстремальных видов) и 70 мм. Последний разнится с предыдущими резьбой. Использовался он продолжительное время на советских шоссейниках, а сегодня, это продукция компании Campagnolo. Вал кареточный велосипеда тоже выпускается различной длины: 110 миллиметров, 113; 118,5;122,5; 127,5мм.

Читать еще:  Как правильно обкатать скутер после замены поршневой

Виды выпускаемых кареток

По типу, они выпускаются открытыми и закрытыми. Последние являются картриджем с подшипниками, находящимися в надежном корпусе, который крепится на раму.

Закрытые каретки

Широкое распространение объясняется защищенностью от проникновения внутрь грязи, воды и пыли. Это сохраняет деталь от образования ржавчина и засорения. Но ремонту эти неразборные детали не поддаются, поэтому им не требуется техобслуживание. В использовании каретки велосипеда несложные, поскольку перекоса они не допускают, регулировки не требуют. Новыми заменяются при износе.

Открытый тип

Каретка велосипеда открытая — вал, вращающийся благодаря установленным в чашки подшипникам. Помешается она в стакан рамы. Рассматриваемый вид противоположен картриджному, поскольку от воды и грязи он не защищен. Эти каретки велосипеда разборные, поэтому техобслуживание требуется часто: в них изнашиваются, а также перекашиваться подшипники, следовательно, придется их менять. Но, именно то, что они разбираются, т.е. пригодность к ремонту, дающая возможно вовремя смазать и перебрать подшипники, считается преимуществом открытого типа.

Рекомендуем:

  • Езда на велотренажере и велосипеде и польза от этого
  • Что делать, если слетает цепь и прокручиваются педали
  • Польза велотренажера и отличие его от езды на велосипеде

Какие известны способы соединения кареток и шатунов

Типов выделяют шесть:

  1. Стандарт ISIS Drive;
  2. SQR(под квадрат);
  3. Howitzer;
  4. GXP;
  5. HOLLOWTECH II;
  6. Octalink.

Каретка велосипеда SQR

Соединение Стандарт – распространенное, наименее затратное и надежное. Выпускается предприятиями, делающими каретки велосипеда. Конструктивно оно представлено квадратом вдоль кареточного вала. По прошествии некоторого времени, ось начинает болтаться, что приводит к выпадению подшипников, влекущих за собой необходимость полной замены каретки новой.

Каретка octalink

Стандарт этот новый. Он представляет сцепление конусное шатунов и кареточного вала. Крепление шатунов осуществляется непосредственно к конусу, хотя присутствуют шлицы. Отличие от описанного выше типа, они меньше весят, более жесткие. Выпускают их ограниченное число компаний: Shimanо и FSA.Но, они встречаются двух типов: Octalink V1 и Octalink V2.У первого есть 8 шлицов длиной по 5 миллиметров, а шириной — по 2. У второго такое же количество шлицов, только более длинных и широких: длина достигает они 9 мм, а ширина – 2,8.

Каретка велосипеда ISIS Drive

Это шлицевое сочленение, отличающееся прочностью. Выпускаются они компаниями Race Face, FSA и Truvativ и полностью противоположно Octalink

Представлено оно широким выбором размеров шатунов и кареток велосипеда. Назначение его – езда более агрессивная по сравнению с предыдущими соединениями. Благодаря шлицам, отличается оно большей надежностью.

Тип HOLLOWTECH II

Это интегрированное соединение устанавливают от шатунов с правой стороны. Главное отличие – минимальное число соединений и малый вес, благодаря которым появляется отличная жесткость и увеличивается продолжительность периода эксплуатации.

Аналогичное предыдущему соединение, только разработанное иной компанией – Truvativ, но не совместимое с Hollowtech II.

Новейший стандарт со шлицами, внешними подшипниками и отдельной осью. Предназначен он для установки в экстремальные байки. Схожесть имеет с ISIS Drive

Как выбрать каретку для велосипеда

Приятная поездка на велосипеде обеспечивается за счёт налаженной работы всех составляющих деталей, которых предостаточно в этом двухколёсном транспорте. Но разобравшись с одной или двумя составляющими, не стоит полагать, что и все остальные работают по такому же принципу. Каждая отдельная часть имеет своё предназначение и особенность работы. Особое внимание нужно уделять более незаметным конструкциям велосипеда, например, каретке. Так как этот элемент велосипеда очень важен при выборе, ведь от него зависит состоится ли в принципе поездка на велосипеде.

Для неопытных райдеров как раз эта деталь вызывает растерянность и путаницу при выборе. Ниже мы разберемся по подробнее в этом элементе и в том как выбрать каретку для велосипеда чтоб не ошибиться.

Что такое каретка велосипеда

Кареточный узел располагается в нижней части рамы, а именно в кареточном стакане. При прикладывании нагрузки на педали обеспечивается движение велосипеда. Кроме того, что на каретку оказывается силовая нагрузка, добавляется загрязнение пылью и грязью подшипников из-за низкого расположения.

Её подразделяют на разборные и неразборные, но в основе всех имеются неизменные элементы конструкции. Согласно которым велокаретку относят к механизмам, требующим особо подхода при выборе и установке. При небольшом размере она имеет высокую стоимость и простую конструкцию:

  • Вал или ось каретки – является ее подвижной сердцевиной. Находится внутри корпуса и имеет форму цилиндра. На окружностях находятся соединяющие элементы с шатунами;
  • Корпус – внешняя часть велокаретки, на которую устанавливают подшипники, размещают чашки, а внутри ставят ось;
  • Чашки – часть, соединяющая стакан велосипеда и каретку. В зависимости от разновидности, может вкручиваться или запрессовываться в стакан рамы;
  • Место где соединяют шатуны называют шлицом.

Разновидности кареток по конструктивному принципу

Существуют несколько разновидностей поделенные на разные группы:

Способ установки на велосипед

  • Интегрированные каретки – представляют собой соединенные вместе кареточный вал с кривошипом велосипеда. За счёт этого повышается прочность, уменьшается вес и стоимость;
  • Не интегрированные – имеют отдельную составную часть, при помощи которой осуществляется крепление кривошипа определённого типа;
  • Картриджные и не картриджные. В первом случае подшипники запрессовываются на заводе в картридж. Для второго случая принцип схож, но при не картриджной возможно попадание грязи и пыли.

Способ крепления кривошипов

  • Система “под квадрат” – кареточная ось имеет форму квадрата. Используется давно и до сих пор, но при этом шатун расшатывается когда владелец начинает педалировать. Ось стирается, в результате чего приходится устанавливать новую каретку, хотя подшипники ещё не повреждены;
  • Шлицевое крепление – делится по нескольким стандартам, что делает его достаточно универсальным. В дополнение исключается возможность разбалтывания шатуна и оси каретки.

Различие по кареточному стакану велосипеда

Соединяют при помощи резьбы: английской, итальянской, французской. Кроме этого, выделяют размеры: 68 мм, 73 мм, 83 мм, 100 мм. и др.;

  • Эксцентриковое крепление, основано на быстром прокручивании каретки в стакане велосипеда, после чего происходит закрепление болтами или гайками. Система устанавливается на транспорт с планетарной втулкой или фиксированной передачей. Различают по диаметру: посадочный (54 мм), стандарт (46 мм), стандарт BSA;
  • Press-Fit, используется относительно недавно. Имеет подшипники, спрятанные внутрь кареточного стакана, в который вставляется ось диаметром 30 мм. Такой способ повышает надёжность узла. Разделение на виды осуществляется по диаметрам кареточного стакана.

На что обратить внимание при выборе

Приобретение новой или замена старой каретки для велосипеда потребует знание некоторых характеристик, которые могут потребоваться в процессе выбора. По возможности подготовьте следующую информацию:

  • о типе и размере каретки;
  • изучите кареточный стакан. Если есть необходимая информация в паспорте, это будет наилучшим вариантом (тип, размер и другое);
  • посмотрите чейнлайн (это определённое расстояние, параллельно цепи, которое оказывает влияние при сцеплении шатунов и вала);

Осуществлять выбор стоит в велосипедных магазинах, которые ориентированы на продажу таких деталей. При отсутствии какой-либо информации при выборе, стоит обратиться к специалистам в магазине. Но не забывайте, что не всегда самое дорогое будет работать идеально и долго, как вы того желаете. Отталкивайтесь от стиля вашей езды, разновидности велосипеда и сезона использования.

Обслуживание

При техническом обслуживании понадобится специальный инструмент, которым придётся обзавестись, если замена будет происходить в домашних условиях. Специальные съемники и сам процесс разборки отличаются между собой в зависимости от типа кареточного узла.

Перед разборкой кареточного узла стоит протереть детали от пыли и грязи. Далее, приступать к раскручиванию левого шатуна, так как правая сторона более трудоёмкая из-за наличия звёздочек.

Отдельные виды могут иметь гайки, для которых потребуется специальный ключ. Раскручивать нужно аккуратно, без соскакивания инструмента, иначе будут слизываться грани деталей.

Потом, используя специальный ключ, вставляем его в пазы и откручиваем чашку с левой стороны. Достаём подшипники из узла, убираем грязь внутри и промываем в растворителе, бензине или любом другом обезжиривателе. После чего смазываем их смазкой для подшипников. Сборка осуществляется в обратном порядке, с попутным смазыванием внутренних деталей. В зависимости от разновидности системы процесс может проходить немного иначе.

Каретка для велосипеда – не крупный элемент конструкции, но заслуживает особого внимания, так как она выдерживает высокие нагрузки при педалировании и обеспечивает плавную езду владельцу. Опытные велосипедисты при выборе выделяют важность этой детали и сравнивают её с амортизатором, что покажется смешным. Однако разбираясь в велосипеде и понимая его особенности катания на той или иной трассе можно их понять.

Выбор велокаретки, как и любой другой детали требует от владельца грамотного подхода, что зачастую связано с опытностью, поэтому неопытному стоит тщательно изучить имеющую информацию по данному вопросу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector