Что такое абс в мотоцикле
АБС на мотоцикле: 12 доводов за и против
Выбрать байк с антиблокировочной системой (ABS) или без неё — вопрос, встающий перед каждым мотолюбителем. Если все новые автомобили сейчас по умолчанию имеют ABS, вопрос с байками до сих пор остается открытым: наличие антиблокировки зависит от размеров техники, её типа и класса, объема и мощности двигателя.
Как работает АБС на мотоцикле
На переднее и заднее колесо устанавливаются датчики, которые постоянно передают на блок ABS информацию о скорости вращения колес. Если обороты одного колеса становятся меньше, система считает, что оно заблокировано, и снижает давление в его тормозном контуре, чтобы покрышка заново приобрела сцепление с асфальтом.
ABS необходим при экстренных торможениях на мокрой, неровной, покрытой гравием дороге, когда перед движущимся на большой скорости байком внезапно появляется пешеход, яма, лужа. Система сохраняет устойчивость транспортного средства при торможении, создает необходимое сцепление с дорогой. В Интернете можно прочитать многочисленные отзывы о том, как ABS спасает жизни, однако и противников у неё немало.
Доводы за АБС на мотоцикле
- Если вы начинающий мотоциклист, ваши торможения станут более безопасными. Статистика показывает, что использование ABS снижает количество аварий на 30% за первые 3 месяца вождения.
- С 2013 года все мотоциклы BMW имеют предустановленную антиблокировочную систему, они же стали первыми, кто в 1998 году использовал систему на двухколесном транспорте.
- С 2016 года все байки с двигателями более 125 см³, который продаются в Евросоюзе, должны иметь ABS. Легкие недорогие байки не стали нагружать дорогостоящей защитой, а вот 250-кубовые и 600-кубовые мощные машины обязали обеспечить системами безопасного торможения.
- ABS незначительно утяжеляет байк, её можно отключить, чтобы наслаждаться внедорожной ездой на спортивном байке с заносами на поворотах.
- Страховые компании снижают стоимость страховки для техники с ABS.
- Установка АБС на двухколесный транспорт возможна не только на заводе, но и после покупки. Умельцы делают это самостоятельно, также возможность поставить ABS предлагают компании, занимающиеся мототюнингом.
Доводы против АБС на мотоцикле
- Мотоциклисты старой школы, с большим опытом и верные традициям предпочитают ездить на байках без ABS.
- Стоимость машины возрастает.
- Если вы никогда не ездили без ABS, в случае её поломки управление машиной будет очень опасным. Узнать на практике, как правильно тормозить на мотоцикле без АБС, необходимо каждому мотоциклисту, как и получить навыки контрруления на большой скорости, прохождения поворотов с тормозом и другие полезные умения.
- Ручной режим торможения на ровной сухой дороге при соблюдении техники эффективнее, тормозной путь в среднем на 15% меньше.
- Провода и датчики портят внешний вид транспорта, который для некоторых байкеров важнее любых технологий. По этой причине многие модели Harley Davidson не оснащаются антиблокировкой.
- Не все байки можно оборудовать ABS, например Ямаху XJR1300 или SR400 нельзя.
ABS за и против
Умение правильно тормозить на мотоцикле – намного важнее умения открутить ручку газа. Разогнаться по прямой может каждый – но каждый ли сможет вовремя и правильно остановиться перед внезапно возникшим препятствием? Большинство мотоциклистов никогда не отрабатывали на площадках технику торможения, и в экстренной ситуации в панике хватаются за тормоза, вызывая блокировку колеса и падение байка.
Что такое ABS на мотоцикле?
ABS — Anti-Lock Brake System – либо, простыми словами, антиблокировочная система ставится как на японские мотоциклы так и на байки из США и Европы. Это сложный механизм, срабатывающий при резком торможении, когда возникает риск заблокировать колеса.
Помимо тормозных дисков (или барабанов), тормозных машинок с колодками, шлангов и рычагов система с АБС оснащена особым датчиком, который следит за давлением тормозухи, и ее распределением. Если компьютеру «не нравится», как тормозит пилот, срабатывает сброс давления, что позволяет колесу прокручиваться снова. Такие циклы могут достигать 10 раз в секунду. Это хорошо ощущается в момент торможения как резкое подергивание байка, кратковременные толчки в руль. Только, в отличие от электроники, ни один мотоциклист не сможет десять раз за секунду поджать и отпустить тормоза, чтобы достичь такого же эффекта.
Правда ли, что с АБС мотоцикл тормозит дольше?
Одним из аргументов «против» ABS является то, что правильное контролируемое торможение без антиблокировочной системы оказывается на несколько метров эффективнее, чем с ней. Да, это действительно так.
Но стоит понимать, что все эксперименты такого плана проводятся на идеально ровном сухом асфальте, не в экстренной ситуации, а байк при этом управляется опытным пилотом, навыки торможения которого отточены до вершины мастерства. В реальной обстановке на дороге помните о двух вещах:
- Если Anti-Lock Brake System не сработала – вы остановитесь так же быстро, как без нее;
- Если сработала, то ваш общий остановочный путь будет меньше, чем с ней, поскольку без АБС в аналогичной ситуации вы бы уже упали, и скользили бы металлом и пластиком об асфальт с той же скоростью прямо в препятствие.
Для новичка лучше брать мот без ABS, чтобы он научился правильно тормозить
Это одно из самых опасных заблуждений в мотомире. Большинство мотоциклистов могут всю жизнь ездить и ни разу не попасть в экстренную ситуацию. Они не отрабатывают свои навыки на площадке, не проходят курсы продвинутых мотошкол. Но достаточно будет одного внезапно возникшего препятствия, чтобы произошло серьезное падение. И вот в этой ситуации АБС как раз спасла бы.
Если новичок хочет просто путешествовать, ездит спокойно, не нарушает, следит за дорожной обстановкой и предугадывает развитие событий – он может с самого начала начинать ездить на байке с антиблокировкой. Главное во время езды на байке с АБС ездить так, словно ее нет. Помните, что если она не срабатывает при торможении – значит, вы все делаете правильно. В таком случае, наличие Anti-Lock Brake System станет просто вашей страховкой.
Но если вы хотите ездить без ABS – то вы просто обязаны приложить все усилия, чтобы научиться правильно тормозить на мотоцикле. Иногда можно двадцать лет проездить, и потом понять – что все эти двадцать лет вы ездили неправильно. И страховки в экстренной ситуации у вас не будет.
Почему же тогда до сих пор ABS не ставят на все мотоциклы?
Если все так радужно и идеально, напрашивается логический вопрос – почему тогда производители до сих пор не оснастили все свои модели антиблокировочной системой? На это влияет несколько факторов:
- Размер и вес. Легкие малокубатурники до 125 см3 не должны оснащаться ABS даже согласно Европейской комиссии. На самом деле, это не забота о вашей безопасности – просто производителю невыгодно ставить антиблокировку на такие мопеды, ведь это увеличит их вес и себестоимость – отчего сразу упадет количество продаж;
- Предназначение мотоцикла. На эндуро, кросс и прочие внедорожные варианты например Yamaha WR 250 не ставят АБС, поскольку часть техники эффективного торможения и управления байком как раз и заключается в умении правильно заблокировать колеса на мокром грязном покрытии;
- Внешний вид. В большинстве случаев ABS загромождает дизайн мотоцикла. Поэтому компания Harley-Davidson, стремящиеся сохранить классику и минимализм, никогда не ставила на свои байки эту систему (ее можно установить как дополнительную опцию за дополнительные деньги).
Подводя итоги, можно сказать, что главным аргументом «против» ABS является ее высокая цена и сложность в обслуживании. Если тормозную жидкость в обычной системе можно поменять просто в поле «на коленке», то в случае с Anti-Lock Brake System придется искать специализирующийся на этом мото-сервис.
А вот именно в плане безопасности езды по дорогам общего пользования никаких недостатков у нее нет, одни сплошные «за».
ABS в повороте – работает или нет?
Занос переднего колеса обычно заканчивается падением. Может ли спасти ABS в такой ситуации? Да! В последнее время предлагается версия этой системы, которая меняет свои характеристики в зависимости от угла наклона мотоцикла.
Во время экстренного торможения на мотоцикле без ABS вы дерзнете выжать из тормозов последние соки? Честный ответ наверняка прозвучит „нет”. Это потому, что в экстремальных случаях практически невозможно оптимальное торможение и одновременный учет изменяющейся поверхности (у каждого ее типа другой коэффициент трения) и одновременное точное ведение машины.
На дороге не такие идеальные условия, как на трассе, поэтому с 1988 года мотоциклы поддерживают антиблокировочную систему (ABS; Antiblock Braking System). Начало было непростым, чему способствовали противники этого решения. Первая ABS – в BMW K 100 – была в состоянии предотвратить движение переднего флипа прямо, что было проще, потому что тормоза этих мотоциклов не были впечатляющими ни по размеру, ни по эффективности. Тогда не только спортсмены добились лучших результатов, то есть сократили тормозной путь без ABS, чем с ним. Но это требовало постоянной подготовки, постоянного обучения в различных условиях. Сегодня, если вы не гонщик и ездите на мотоцикле по максимуму, ничто не даст вам более безопасного торможения, чем система, которая предотвращает блокировку колес.
Сколько весила система
Первая ABS состояла из больших и тяжелых компонентов, таких как модулятор или блок управления, из-за которых система весила 10 кг . Большая масса была одним из аргументов «нет», выдвинутых гонщиками. Обычные мотоциклисты раскритиковали ухудшение эффективности на так называемых терках. Со временем компоненты становились все меньше и меньше, их масса уменьшалась, а алгоритмы управления их работой менялись. В настоящее время новые мотоциклы – за исключением нескольких исключений – оснащены этой системой. Дальше – больше: с 2016 года ABS стало обязательным для всех недавно зарегистрированных двухколесных транспортных средств, а с 2017 года – даже с объемом двигателя 125 см3.
За последние 30 лет самая большая проблема, с которой столкнулись конструкторы, заключалась в том, как зависят характеристики работы системы от угла наклоны мотоцикла. Первый мотоцикл, оснащенный способной системой, появился в 2013 году. Это был KTM 1190 Adventure.
Экстренное торможение в сборке – это может сработать? Чтобы показать, как поведут себя разные мотоциклы, в таких ситуациях, для теста мы взяли туристический эндуро KTM 1190 Adventure. Для сравнения мы выбрали две машины: одна с обычным ABS, другую с системой, которая меняет режим работы в зависимости от угла наклона. Давайте назовем ее ABS на поворотах. В тест также участвовали BMW S 1000 XR с колесами диаметром 17 дюймов, Ducati 1299 Panigale S и Yamaha YZF-R1. У Ducati была серийная ABS на повороты, а Yamaha была оснащена встроенной тормозной системой с ABS, регулирующей работу по углу сгиба. Важное предостережение: полученные нами результаты показывают только тенденцию, то есть они не могут быть один к одному перенесены на другие машины.
KTM при первом пожаре
Поскольку даже лучшие гонщики никогда безжалостно не давят на пятки, во время измерений при торможении подача последовательно увеличивалась. Экстренное торможение при движении по прямой составляло значение, в котором сравнили результаты. Скорость на выходе для каждой пробы мы установили на уровне 60 км/ч. Это скорость, с которой вы обычно едете на крутых поворотах.
Тестовая дорожка представляла собой круг диаметром 28 метров . Во время его преодоления датчики регистрировали углы наклона и скорости, которые варьировались в зависимости от окружности шин, уменьшающихся при наклоне машины по дуге (мы контролировали их с помощью GPS).
На первый огонь пошел KTM 1190 Adventure. Тормозной путь при езде по прямой на скорости 60 км/ч составил 15,4. м. Обращало внимание то, что, когда наша „морская свинка” начал тормозить по максимуму, сначала произошло скольжение. Из-за большого шага вилки на начальном этапе торможения нагрузка на передние шины была небольшой. Тормозная система слишком рано создавала высокое давление, типичное для нагрузки с полностью сжатой вилкой. Такое поведение характерно для высокого туристического эндуро. Прежде чем блокируется колесо на замке, ABS уменьшает давление в системе. Когда вилка тяжело опускается вниз, утяжеляя переднее колесо, ABS снова увеличивает давление в тормозной системе. Начальная фаза скольжения никогда не бывает опасной, но она давала о себе знать во всех измерениях.
В целом, KTM с ABS на повороте сделал свою работу лучше, чем хорошо, даже с 45-кратным наклоном. Тормозной путь 18 м (задержка 7,7 м / с 2 ) означает, единственная проблема в том, сможете ли вы достаточно быстро поддержать ногу. KTM не показал слабые стороны при тесте на мокрой дороге.
Сделаем глубже
В случае с KTM 1190 Adventure с обычным ABS (то есть без учета глубины сборки) это немного отличалось. Этот мотоцикл при езде в 20-градусном повороте немного оставлял позади своего “кузена”, тогда как 30-градусный сгиб был намного хуже. Занос переднего колеса в начале теста был довольно большим, кроме того, задняя часть машины была слегка приподнята, в результате чего мотоцикл, наконец, совершил небольшую остановку. В этом случае аварийное торможение все еще возможно, в то время как больший риск падения становится наиболее реальным. Сложное прогнозирование поведения машины при 30-кратном наклоне привело к тому, что мы отказались от измерений в более глубоких поворотах, потому что занос спереди и грунт были определенными.
Сравнение с «1190», оснащенным ABS последнего поколения, показало, насколько хорошо взаимодействие между системой ABS, данными с датчика гироскопа и загруженными алгоритмами. Это также продемонстрировали значения, полученные при торможении на мокрой поверхности. В начале, как и на сухом асфальте, оба KTM шли голова в голову. KTM с обычным ABS имел даже небольшое преимущество, хотя и капризно реагировал с 20-кратной сборкой. Торможение стало опасным.
То же самое было и в Adventure с отключенным ABS. Тормозной путь при движении прямо вперед был самым коротким, но он был получен благодаря обширному опыту гонщика. Его правая рука, зажимающая ручку тормоза, должна была взять на себя функцию ABS. При 20° значения были не так уж плохи, но было не легко удержать мотоцикл на выбранном курсе. Возможно ли резкое торможение с еще большим депозитом? Прежде чем человек и машина попробовали асфальт, мы прервали испытания.
Что может сделать BMW?
BMW S 1000 XR стоит на старте. Его система показала себя с лучшей стороны. Задержки 8,0 м/с2 при 40-градусном наклоне не получила ни одна из тестируемых машин. Чтобы вызвать такой результат на асфальте, BMW использовала идеально настроенные элементы – от тормозной системы и модулятора до программного обеспечения. Все это учитывает данные, вытекающие из активных подвесок. Если в начале торможения в КТМ-ах появилось больше значение рядке скида переднего колеса, BMW S 1000 XR это явление почти не произошло. Меньшие ходы подвески и быстрая регулировка эффективности торможения обеспечивают демпфирование вилки и высокую эффективность. Трудно сделать лучше.
Гонщик едва заметил, что задняя часть мотоцикла слегка поднимается. Когда он почувствовал, что нагрузка на переднее колесо становится слишком большой, ABS BMW осторожно снижает давление в тормозе переднего колеса. Спина снова опустилась. В целом, S 1000 XR с точки зрения стабильности достиг уровня, к которому другие испытанные мотоциклы даже не приблизились. Поэтому неудивительно, что на мокрой дороге BMW получил лучшие значения задержки.
Что насчет Ducati?
Тормозные диски диаметром 330 мм, массивные суппорты, радиальный главный цилиндр спереди и ABS на поворотной планке – согласно данным на бумаге Ducati должен соответствовать BWM и KTM. Есть одно «но»: у него есть только простой ABS Bosch, который не образует интегрированной системы.
Или это дефект? Чтобы оценить поведение во время экстренного торможения 1299 Panigale S, машина была протестирована в режимах 2 и 3 ABS (производитель рекомендует режим 1 только для езды по трассе, потому что тогда ABS активен только спереди). Уже езда по прямой показала, что Panigale имеет потенциал, настолько, что его невозможно в полной мере использовать из-за поведения во время резкого торможения. Значения задержек, которые мы получили во время торможения на грани работы ABS, не оставляли сомнений. В режиме 2 оборудование было изготовлено компанией Stoppie. Инерциальный измерительный блок (IMU), используемый в Ducati, который измеряет уклон мотоцикла, слишком поздно снизил давление в системе. Результатом стало нагнетание вверх–вниз. Это явление также присутствовало в режиме 3, но мягче. Резкое торможение было – в зависимости от режима – от 1 до почти 2 метров короче, чем во время экстренного торможения. Еще одним доказательством слишком агрессивной работы были значения измерений. В режиме 2 задержки составляли от 7,4 (минимальное значение) до 9,6 м / с.2 (максимум). В режиме 3 диапазон составлял от 7,3 до 9,4 м / с 2 . Для сравнения: в случае второго мотоцикла, спортивного Yamaha YZF-R1 значения упали равномерно – они колебались между 7,6 и 8,9 м / с2 .
Этот непредсказуемый диапазон эффективности приводит к тому, что экстренное торможение 1299 Panigale S в режиме 2 на прямой дороге было опасным. Он не отличался при торможении во всех тестах. В режиме 3 при торможении было намного лучше, но в сборке становилось жарко.
Глубокая подача и резкое торможение. В случае с Ducati 1299 Panigale S почти всегда это заканчивалось выходом из поворота на переднем колесе. В крайнем случае мотоцикл развернулся боком к направлению движения.
R-1 встречает
Эти результаты позволили предположить, что YZF-R1 будет работать лучше, чем Ducati, даже если у него нет ABS на повороте. Yamaha называет эту систему ABS с разделением тормозного усилия между передней и задней частью мотоцикла, в зависимости от угла сгиба. Почему YZF-R1 был лучше, чем 1299 Panigale S? Поскольку его ABS не допускает экстремального поведения, то есть строгания по максимуму, это вызывает быстрое снижение давления в системе. В результате проскальзывание переднего колеса в первый тормозной момент незначительно. Только когда передняя шина правильно загружена, ABS повышает эффективность торможения.
Первое впечатление, что это может быть лучше. Но взгляд на полученные значения позволяет сделать вывод, что Yamaha во всех сборках не двигалась в оптимальном диапазоне, а мелочь в виде неиспользованных возможностей компенсировала это благодаря стабильному, безопасному и надежному поведению при торможении.
Только когда локти соприкоснулись с асфальтом (сложение под углом 45 °), машина потеряла часть устойчивости во время торможения, и в первый момент произошло значительное проскальзывание переднего колеса. Затем, однако, благодаря уменьшению сгиба из-за торможения скольжение исчезло.
Наш скромный уголок, для любителей почитать интересные статьи о мото спорте, технике вождения, различные нюансы и полезности…
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Читатели (1217)
Чтиво → Антиблокировочная система ABS в мотоцикле
Система ABS способна с точностью определить скорость байка. Датчики системы располагаются непосредственно в ступице переднего и заднего колеса. Они считывают информацию об ускорении мотоцикла или о снижении скорости и оперативно передают информацию в блок управления, который и принимает решения о дальнейших действиях всей системы.
Очень важную роль играет клапан переднего и заднего тормоза. Именно на него после вычислений происходит давление системой ABS. Наверное немного не понятно написал, но сейчас попробую объяснить. Суть такова, допустим мы движемся по прямой дистанции, соответственно скорость вращения переднего и заднего колеса одинакова и вдруг резко зажимаем задний тормоз. Датчики, о которых я написал выше моментально считывают информацию о том, что заднее колесо пытается вращаться медленней переднего (тем самым создавая опасность полной блокировки колеса) и передают информацию в блок управления, а уже непосредственно блок даёт задачу скажем так «придержать» тормозной клапан и не дать заблокировать колесо. Пилот почувствует некую «отдачу» в педаль тормоза, отдача виде частых но не сильных толчков не дающих зажать тормоз до конца. По ощущениям толчки приятные :).
Не стоит пренебрегать ABS, ведь на дороге много не предвиденных ситуаций, например собака перебегает дорогу или упоси бог человек из-за маршрутки, вот тут-то наша система и проявит себя на все 100% а новичка спасёт от неизбежного падения при испуге.
В дополнение к материалу предлагаю посмотреть видео сюжеты тестов мотоциклов с установленной системой ABS
ABS для мотоцикла: как это работает и почему это важно
АБС – антиблокировочная тормозная система – когда-то была дорогой и эксклюзивной технологией и устанавливалась только на автомобили премиум-класса. Сейчас АБС широко применяется на автомобилях и двухколесных транспортных средствах. Антиблокировочная система позволяет быстро затормозить на скользкой дороге или в чрезвычайной ситуации. Она предоставляет водителю больше контроля, поэтому обеспечивает большую безопасность во время движения.
Как работает АБС
Специальные датчики постоянно отслеживают скорость вращения колес мотоцикла. Обнаружив вероятность блокировки, комплект гидравлических клапанов регулирует тормозное давление, предотвращает блокировку колес и позволяет им вращаться путем прерывистого нажатия тормоза с высокой частотой. Это предотвращает потерю сцепления и управления.
В чем отличия АБС в мотоцикле и автомобиле
АБС в автомобилях и мотоциклах работает по одному и тому же принципу. Однако для автомобиля отсутствие АБС некритично: блокировка колеса приводит к скольжению транспортного средства и потере управления лишь до некоторой степени — машина все еще будет сохранять равновесие. А вот если колесо — особенно переднее — заблокируется на мотоцикле, это может привести к полной потере рулевого управления и падению.
На большинстве современных автомобилей АБС установлена для всех четырех колес. На мотоциклах АБС может устанавливаться как для обоих колес, так и только для переднего.
Увеличивает ли АБС тормозной путь
Нет. Напротив, практические технические эксперименты доказали, что АБС уменьшает тормозной путь покрышки получают постоянное сцепление с дорогой. Скорость снижается более эффективно, чем в заносе, где шины за сцепление сражаются. Однако наиболее важное преимущество наличия системы АБС — контроль и возможность маневра в случае экстренного торможения, особенно в случаях, когда сцепление с дорогой недостаточное. Мотоцикл, оснащенный АБС, с большей вероятностью остановится на прямой линии и сбросит скорость под контролем водителя. На мотоцикле без АБС при экстренном торможении заблокируются колеса, байк потеряет сцепление с дорогой и лишит водителя любой возможности рулевого управления, что может стать причиной аварии.